Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Личное имущество в пользовании у работника казенного учреждения на 2024 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.
Выбытие вещевого имущества.
Учет операций по выбытию вещевого имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 120 Инструкции № 157н).
Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом о списании (п. 40 СГС «Запасы»).
Выбытие (отпуск) запасов производится по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости (п. 42 СГС «Запасы»).
Применение одного из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов осуществляется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению.
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Дата публикации 18.01.2021
Сотрудник бюджетного учреждения переводится на удаленную работу. Ему выдан в пользование ноутбук, который числится на счете 101 04. Нужно ли отражать ноутбук на забалансовом счете 27? Должен ли объект числиться одновременно на балансовом счете 101 04 и забалансовом счете 27?
На забалансовом счете 27 учитывается имущество, выданное учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование имущества, в т.ч. за пределами территории учреждения, вне продолжительности режима рабочего времени. Счет 27 применяется для контроля за сохранностью, целевым использованием и движением выданного имущества.
В Инструкции № 157н четко не поименованы материальные ценности, которые могут быть приняты к учету на счет 27. Кроме того, не раскрыто понятие «личное пользование». Поэтому порядок учета материальных ценностей, передаваемых в личное пользование сотрудникам, должен быть определен в учетной политике учреждения.
Изменения, действующие с 2020 года
В 2020 году Приказом Минфина РФ № 198н введены следующие новые забалансовые счета:
38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии». Этот счет предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения);
39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии». Счет используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактическая сумма произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по данному счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения);
45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда». Счет необходим для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по этому договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по забалансовому счету 45 ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, установленных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета).
Остальные новшества в забалансовом учете приведем в таблице.
Статья 161 БК РФ. Особенности правового положения казенных учреждений
1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:
государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);
иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).
Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).
6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.
7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.
10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетны�� кредиты казенному учреждению не предоставляются.
10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству
Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:
- входящее в состав государственной казны;
- закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
- закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
Какие требования к списанию вещевого имущества военнослужащих установлены действующим законодательством РФ?
Пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 № 76‑ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом
Минобороны (иным федеральным органом в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством РФ.
390 утверждены:
- Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время (далее — Правила № 390);
- Правила получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время;
- нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время.
Пунктом 4 Правил № 390 установлено, что под вещевым имуществом понимаются предметы военной формы одежды, знаки различия, белье, постельное белье и постельные принадлежности, специальное и санитарно-хозяйственное имущество, палатки, брезенты, мягкие контейнеры, спортивное и альпинистское имущество, ткани и материалы для изготовления вещевого имущества, расходные материалы. Вещевое имущество, за исключением расходных материалов, делится на вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество (п. 10 Правил № 390 ).
Вещевым имуществом личного пользования считаются предметы вещевого имущества, выдаваемые военнослужащим во владение и безвозмездное пользование до истечения срока носки.
Инвентарное имущество — это предметы вещевого имущества, выдаваемые военнослужащим во владение и безвозмездное временное пользование.
Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами в соответствии с нормами снабжения. В отношении каждого объекта вещевого имущества установлены определенные сроки носки (эксплуатации). Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормой снабжения период времени, в течение которого предмет вещевого находиться в пользовании военнослужащего (п. 12 Правил № 390 ).
Исчисление срока носки имеет свои особенности, которые мы отразим в таблице, представленной ниже (информация, приведенная в ней, основана на п. 13 — 17 Порядка № 390 ):
Особенности срока носки (эксплуатации) вещевого имущества |
|
Вещевое имущество, выдаваемое военнослужащим при присвоении им первого офицерского звания, воинского звания прапорщика (мичмана) |
Исчисляется со дня присвоения указанных званий |
Вещевое имущество личного пользования, предназначенного для ношения высшими офицерами, выдаваемого при присвоении им воинского звания генерал-майора (контр-адмирала) |
Исчисляется со дня присвоения указанного воинского звания |
Вещевое имущество, выдаваемое при поступлении на военную службы военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, гражданам, пребывавшим либо не пребывавшим в запасе |
Исчисляется со дня заключения ими контракта о прохождении военной службы |
Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву |
|
Инвентарное имущество |
Исчисляется со дня их фактической выдачи в носку (эксплуатацию) |
Учет объектов, полученных в безвозмездное пользование
В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:
Учет имущества, полученного в безвозмездное бессрочное пользованиеОснованиями для подготовки договора безвозмездного пользования являются постановление Главы исполнительной власти и (или) итоговый протокол торгов (если заключение договора безвозмездного пользования осуществляется по результатам проведения торгов). Порядок передачи в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления за и казенными, бюджетными и автономными учреждениями: Унитарные предприятия и казенные, бюджетные и автономные учреждения вправе выступать ссудодателями в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Предоставление в безвозмездное пользование имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления осуществляется путем проведения торгов на право заключения договора безвозмездного пользования. Согласно пп. «б» п. 12, п. 13 СГС «Аренда» если общая сумма предусмотренной договором платы за пользование имуществом в течение всего срока пользования имуществом и сумма выкупной цены (при наличии таковой) (далее – арендные платежи) ниже справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества и несопоставима с ней, то такое имущество следует относить к объектам операционной аренды. Если данные суммы сопоставимы, то речь идет о финансовой аренде. Само название договора безвозмездного пользования говорит о том, что такой договор не предусматривает взимания платы за пользование имуществом. Только на основании данного факта имущество, полученное безвозмездно, следует квалифицировать как объект операционной аренды. Более того, данное имущество, по нашему мнению, также подпадает под понятие «объект учета аренды на льготных условиях» – объект учета аренды, возникающий в рамках договора безвозмездного пользования или договора аренды (имущественного найма), предусматривающего предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (п. 26 СГС «Аренда»). Аналогичное мнение высказано Минфином в Письме от 19.04.2018 № 02-07-05/26416. В соответствии с п. 26 СГС «Аренда» объекты учета аренды на льготных условиях отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату квалификации объектов учета аренды методом рыночных цен – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей). Ситуация: как определить вид аренды: операционная или неоперационная (финансовая) Стандарт «Аренда» вводит в действие два вида аренды: операционная и неоперационная. Разъясним, в чем отличия и экономический смысл этих понятий и как быть с арендованным имуществом, которое числилось у учреждения до 1 января 2019 года. При операционной аренде учреждение-арендатор получает имущество во временное пользование. Право оперативного управления на этот объект к нему не переходит. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:
Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом. Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение: — о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов; — о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов; — об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества. Инфо Договор считается заключенным с момента передачи ссудодателем соответствующего имущества ссудополучателю по акту приема-передачи, который является неотъемлемой частью Договора, при условии, что между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям Договора. Использование имущества является целевым. Передача имущества в безвозмездное пользование казенному учреждениюОперации по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1). При передаче основных средств учреждениям госсектора, в том числе в случае изъятия объектов из оперативного управления, применяются следующие корреспонденции счетов:
Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения. Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям». В то же время в номере счета 401 20 код 281 используется даже в ситуациях, если передача осуществляется казенным учреждениям и иным получателям бюджетных средств. В ближайшее время планируется внести соответствующие правки в порядок применения КОСГУ. Тем самым закрепление применения кода 281 в корреспонденциях будет узаконено не только Инструкцией N 174н, но и порядком по применению КОСГУ.
ОТВЕТ: Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Передачу отразите проводками Дт02 Кт01 и Дт91-2 Кт01 в месяце передачи объектов в муниципальную собственность. ПНО отразите проводкой Дт99 Кт68, а НДС при передаче здания – проводкой Дт91-2 Кт68. В налоговом учёте доходы и расходы не отражайте. Со следующего месяца после безвозмездной передачи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01)*. В бухучете для отражения выбытия имущества из состава основных средств на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент передачи объекта по дебету счета отразите его первоначальную (восстановительную) стоимость. По кредиту – сумму амортизации, начисленную за период эксплуатации выбывающего объекта. При этом делайте проводки:* Остаточную стоимость передаваемого основного средства и другие затраты, связанные с безвозмездной передачей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д. ), учтите в составе прочих расходов (п. 30 и 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99 и Инструкция к плану счетов (счета 01 и 91)). Остаточную стоимость учитывайте в момент передачи объекта, а другие расходы – в момент их возникновения (п. 16 и 17 ПБУ 10/99)*. Остаточную стоимость определяйте по формуле:*
Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациямиДля того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано: Выделяем и учитываем особо ценное движимое имуществоВ рамках перехода бюджетными учреждениями на ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией № 174н одним из необходимых мероприятий является составление перечня особо ценного движимого имущества и организация обособленного учета этого имущества. Расскажем, как это сделать правильно. Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня видов особо ценного движимого имущества отдельных видов или даже отдельных объектов, которые могут быть определены как особо ценные, без которых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозможно или затруднено. Если учреждение изменило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо ценного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., перечень особо ценного движимого имущества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать. Критерии, определяющие отнесение движимого имущества к особо ценному, зависят только от его балансовой стоимости и функционального назначения и не связаны ни с типом имущества (основное средство, материальные запасы), ни с порядком его учета (на балансовых счетах, на забалансовых счетах). Иными словами, особо ценное движимое имущество может быть и в категории материальных запасов, и учитываться на забалансовых счетах. Об этом надо помнить учреждениям при подготовке перечней имущества для утверждения. Активы культурного наследияСтандарт ОС содержит в себе новое понятие Активы культурного наследия. Это активы, возникающие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Активы культурного наследия включают в себя: Нужно ли вообще вести бухгалтерский учет личных вещей сотрудников?Сразу оговоримся, что в статье будет идти речь о том личном имуществе сотрудников, которое постоянно находится на территории учреждения: мебели, бытовой технике и прочем. А, например, личный автомобиль, используемый сотрудником учреждения для служебных поездок, который в неиспользуемое в рабочих целях время не находится в учреждении, к такой категории не относится. Итак, учитывать или нет? Чтобы ответить на данный вопрос, приведем Решение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 31.05.2017 по делу N 12-490/2017. В нем описана ситуация, в которой орган финансового контроля наложил штраф на руководителя учреждения в части нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания учредителя. За счет данных средств была установлена бухгалтерская программа на личный ноутбук главного бухгалтера. Суд в описанной ситуации встал на сторону контролирующего органа. Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод, что учитывать личное имущество, постоянно находящееся на территории учреждения, все же нужно, чтобы избежать разногласий с проверяющими. Особенно это касается личного имущества, в отношении которого учреждением осуществляются денежные затраты, например, бытовые приборы, потребляющие электричество. Выдача ОС в личное пользование в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для учета объектов основных средств, выданных работникам учреждения в личное пользование, применяется забалансовый счет 27.01 «ОС, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». По счету ведется аналитический учет по работникам учреждения (субконто Контрагенты) и объектам ОС, которые выданы в личное пользование (субконто Основные средства). Также по счету ведется учет по КЭК. В БГУ2 для оформления выдачи в личное пользование работникам учреждения объектов ОС, учитываемых как на балансе, на счетах группы 101 00 «Основные средства», так и за балансом, на счетах группы 21 «Основные средства в эксплуатации», и их возврата из личного пользования применяется документ Внутреннее перемещение ОС, НМА, НПА с видом операции Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60) или Перемещение собственных ОС в опер. учете (21) соответственно и с типовой бухгалтерской операцией Внутреннее перемещение. Похожие записи: |