Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуальные проблемы переименования ОАО в АО или ПАО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме КНД 1151078 (справка 2-НДФЛ).
Об исчислении базы для страховых взносов. О влиянии изменений на предоставление отчетности в ПФР, ФСС России, налоговую инспекцию
Порядок исчисления страховых взносов для плательщиков взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, установлен в ст. 15 Закона № 212-ФЗ. Данная статья предусматривает особенности исчисления базы для уплаты страховых взносов только для случаев ликвидации и реорганизации юридического лица (п. 15, 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
Иных специальных правил исчисления базы для страховых взносов, в частности для случаев изменения наименования организации, данным Законом не установлено.
Минздравсоцразвития России в письме от 28 мая 2010 г. № 1375-19 указало, что при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация (ОАО) при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации (ООО). У вновь созданной организации (ОАО) в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников начиная со дня создания этой организации, т.е. со дня ее государственной регистрации.
Поскольку реорганизации не происходит, изменение наименования не влечет за собой последствий для общества в виде деления базы по страховым взносам, рассчитанным за периоды с начала календарного года до дня переименования и со дня переименования до окончания календарного года.
Таким образом, база по страховым взносам рассчитывается в обычном порядке, т.е. с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 10 Закона № 212-ФЗ, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Однако, поскольку в рассматриваемой ситуации реорганизации не происходит, расчетный период определяется для общества в общеустановленном порядке как календарный год (п. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, представления отдельной отчетности во внебюджетные фонды за периоды с начала календарного года до дня переименования и со дня переименования до окончания календарного года не требуется.
Аналогичный подход применяется и в отношении отчетности, сдаваемой в налоговый орган.
Статьей 55 НК РФ установлены особенности определения налогового периода в ситуациях, когда налогоплательщик был реорганизован или ликвидирован. Поскольку в рассматриваемой ситуации общество не производит реорганизацию, основания для применения положений данной статьи отсутствуют. Следовательно, налоговые декларации по налогам подаются в общеустановленном порядке по окончании налоговых периодов.
Что такое публичное акционерное общество?
Исчерпывающее понятие публичного акционерного общества в законодательстве не содержится. Однако признаки, предусмотренные ст. 96 ГК и ст. 7 закона «Об АО», послужат основой для его определения.
Особенности ПАО
Публичное акционерное общество обладает всеми признаками, присущими АО, вне зависимости от типа.
К ним относятся следующие характеристики:
- Уставный капитал, разделенный на акции, подтверждающий их обязательственные права. Учреждение такого юрлица не предполагает иных способов (долей или паев).
- Участники отвечают стоимостью имеющихся у них акций. Статус акционера подразумевает ответственность только в неоплаченной части акций.
Этот тип акционерного общества характеризуется собственными признаками:
- Фирменное наименование публичного акционерного общества должно указывать на его публичный статус. На практике это предполагает наличие слова «публичное» перед словами «акционерное общество». Правовое регулирование требует этого для защиты интересов инвесторов. Важно, чтобы они понимали действующие правила, а также минимальный и максимальный риск перед осуществлением своих вложений.
- Они могут размещать акции и иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, посредством открытой подписки, согласно правилам, которые предусматривает правовое регулирование финансовых рынков.
Исходя из признаков, можно получить следующее определение. Под публичным акционерным обществом следует понимать юридическое лицо, чей уставный капитал разделен на акции, принадлежащие акционерам, отвечающим по обязательствам в пределах стоимости своего вклада в уставный капитал.
Акции его распространяются при помощи открытой подписки, а в фирменном наименовании имеется указание на статус публичности.
ПАО не является самостоятельной организационной формой, но для него предусмотрен отдельный код ОКОПФ. Это указывает на то, что но выделяется из прочих акционерных обществ.
Требования к ПАО в ходе его деятельности
Документы публичного АО тщательно проверяются не только в процессе государственной регистрации, но и на протяжении всей его деятельности. При этом, устанавливается обязательный порядок опубликования определенных материалов.
Раскрытию подлежит годовая отчетность ПАО, включая бухгалтерскую и финансовую, а также данные о ценных бумагах. Закон «О рынке ценных бумаг» (ст. 34) конкретизирует эти положения и требует раскрывать ежеквартальную отчетность.
Исходя из таких положений, обнародованию подлежат сводные бухгалтерские документы за каждые 3 месяца.
В свободном доступе должно находится сообщение о месте и времени проведения общего собрания акционеров, советов директоров и их решениях.
Кроме того, речь идет о формировании и прекращении полномочий исполнительных органов, одобрении крупных сделок, утверждении эмитентом внутренних актов, размещении и выкупе ценных бумаг, а также о рекомендованном размере дивидендов и порядке их выплат. Этот перечень включает более 50 позиций, которые объединены тем, что отражают данные о финансовом благополучии ПАО.
Соблюдение этих требований должно свидетельствовать об открытости компании, делая ее более привлекательной для инвесторов.
Организация может быть освобождена от публикации ряда сведений при условии подачи мотивированного заявления. Требования для этого включают прекращение статуса публичности.
В России отменили ОАО и ЗАО, вместо них появятся публичные и непубличные компании.
С 1 сентября в России упразднили ЗАО и ОАО. Вместо них появятся публичные и непубличные компании, которые будут отличаться от ЗАО и ОАО свободной торговлей ценными бумагами.
Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, с 1 сентября 2014 года вводятся три формы акционерного общества:
- Публичное акционерное общество (публичное АО)
- Акционерное общество (АО)
- Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
Какие еще изменения внесены в Гражданский кодекс?
С 1 сентября в компании может быть два и более генеральных директоров. Они могут действовать совместно либо независимо друг от друга, но в уставе должны быть прописаны обязанности каждого из директоров. При этом главный бухгалтер может быть только один.
Также с 1 сентября при передаче неденежных вкладов в уставный капитал организации необходимо будет получить отчет независимого оценщика. Привлекать оценщика нужно только при оплате уставного капитала акционерных компаний, а в случае с ООО — только при внесении неденежных вкладов свыше 20 000 рублей. За нарушение этого правила компаниям грозит штраф на сумму 10 000 рублей.
Кроме этого, усложняется процедура принятия решений в акционерных обществах. Принятие решений акционерами или участниками и их состав теперь должны будут подтверждать нотариусы или регистраторы.
Как для государства, так и для общества в целом, деление лиц на физические и юридические имеет особую важность . Более того, оно является основополагающим фактором для многих статей Гражданского, Административного, Трудового и прочих кодексов Российской Федерации.
О праве общества принимать от контрагентов первичные документы на товары (услуги), в которых указано прежнее наименование
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» среди обязательных реквизитов первичного учетного документа указаны наименование экономического субъекта, составившего документ (подп. 3), наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события (подп. 6).
Наименование экономического субъекта, составившего документ, или должности лица, совершившего сделку, подразумевает включение в его состав фирменного наименования организации.
При изменении наименования общества и государственной регистрации изменений, внесенных в его устав, указание прежнего наименования является нарушением заполнения обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Указание прежнего наименования может повлечь за собой негативные последствия в виде отказа налоговых органов в принятии расходов по налогу на прибыль по формальному основанию — несоответствие первичных документов Закону о бухгалтерском учете.
Во избежание рисков предъявления претензий со стороны налоговых органов консультанты рекомендуют внести исправления в первичные учетные документы в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете, если они получены от контрагентов ранее. Если первичные учетные документы еще не получены обществом — уведомить контрагентов об изменении своего наименования и провести разъяснительную работу, с тем чтобы контрагенты правильно указывали реквизиты в соответствии с новым наименованием.
По вопросу о необходимости замены всех документов, в которых используется старое наименование общества, за период с даты государственной регистрации изменений до даты получения документов, подтверждающих факт их внесения, консультанты отметили следующее.
Пункт 6 ст. 52 ГК РФ, п. 1–2 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» прямо устанавливают, что изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено данным Законом.
В силу п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
При этом регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении способом получения документов выдает или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
Из совокупности приведенных норм следует, что изменения в наименовании общества, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (контрагентов) с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ.
При этом ни Закон № 129-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты не содержат указаний на дату получения организацией документов, подтверждающих факт внесения записи в ЕГРЮЛ.
Учитывая изложенное, дата получения обществом документов о внесении изменений в учредительные документы не имеет для общества и третьих лиц правоустанавливающего значения.
На наш взгляд, после получения документов, подтверждающих внесение изменений, целесообразно исправить документы общества, выставленные и полученные после даты внесения изменений в ЕГРЮЛ, содержащие сведения о прежнем наименовании, отразив в них новые сведения.
Уведомляем контрагентов и банки
Об изменении наименования организации необходимо сообщить в банк . Причем, как всегда с банковскими учреждениями, одним письмом дело не ограничится:
- с практически 100-процентной вероятностью организацию попросят представить подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и нотариально заверенные изменения в устав либо устав в новой редакции;
- кроме того, могут попросить:
- заново заполнить (актуализировать, как это обычно называют банковские сотрудники) и подписать весь пакет анкет, ранее представленных в банк при открытии расчетного счета,
- подготовить новую карточку с образцами подписей лиц, имеющих право давать банку распоряжения о списании денежных средств с расчетного счета организации,
- подписать дополнительные соглашения к договору об обслуживании банковского счета,
- представить комфортные письма (что это такое, мы пояснили далее в Справке), анкеты на бенефициаров бизнеса и т.п.;
- в связи со сменой наименования будут вноситься и уточнения в программу дистанционного (электронного) обслуживания, причем, возможно, понадобится и замена ключей электронной подписи.
В общем, по трудозатратам уведомление банка о смене наименования организации сопоставимо с заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании (открытии расчетного счета).
Свернуть Показать
Комфортные письма в деловой практике представляют собой заверения подписанта данного письма о наличии либо отсутствии каких-либо фактов или событий в его хозяйственной деятельности.
Банки, в зависимости от ситуации, обычно запрашивают письма о:
- порядке и размере оплаты уставного капитала;
- отсутствии или наличии ограничений полномочий единоличного исполнительного лица;
- нахождении организации по юридическому адресу;
- отсутствии изменений в учредительных документах;
- наличии или отсутствии судебных, налоговых, административных разбирательств в отношении организации;
- отсутствии сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, но по каким-либо основаниям в него не внесенных;
- отсутствии / наличии возбужденной процедуры банкротства или ликвидации.
После прошлогодних изменений в законодательстве стали появляться требования предоставить письма:
- об отсутствии / наличии корпоративных соглашений между бенефициарами;
- отсутствии / наличии лиц, имеющих право давать безусловные распоряжения лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа (генеральному директору) организации и т.п.
Особо хотелось бы обратить внимание на необходимость внесения изменений в договор с компанией, предоставляющей услуги по электронному взаимодействию между организацией и налоговой инспекцией . Непосредственно после смены наименования следует внести соответствующие изменения в подаваемую в налоговые органы отчетность, а у ряда операторов такие действия связаны с необходимостью полной замены электронных подписей. Если этого не сделать своевременно, налоговая инспекция может «не увидеть» вашу вовремя сданную отчетность.
Одновременно с уведомлением банка необходимо уведомить и контрагентов . При этом даты такого уведомления надо согласовать. В противном случае может возникнуть ситуация, когда денежные средства, подлежащие зачислению на ваш расчетный счет, «зависнут», оказавшись в невыясненных платежах из-за несовпадения наименования получателя денежных средств и информации, указанной в платежном поручении.
В этой ситуации возможно формальное нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключенных с контрагентами, поскольку в большинстве из них предусмотрен срок уведомления контрагента о факте изменения реквизитов организации. Причем в отдельных случаях (часто встречается в договорах государственного или муниципального заказа) возможно и наличие договорной ответственности за нарушение данного требования в договоре. Получается, что возможна ситуация, когда компании придется выбирать между возможностью нарушить условия договора и риском, что денежные средства поступят на расчетный счет на один-два дня позднее, после уточнения их получателя.
О рисках отказа в вычете по НДС по счету-фактуре, выставленному контрагентом на ОАО после изменения наименования на «АО» или «ПАО»
Счет-фактура является основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных в п. 5, 51 и 6 ст. 169 НК РФ.
Согласно подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано в том числе наименование покупателя.
В соответствии с подп. «и» п. 1 Раздела 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 113712 в строке 6 указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.
Из приведенных норм НК РФ и Правил заполнения счета-фактуры13 следует, что счет-фактура заполняется в соответствии с учредительными документами на дату его составления.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5, 51 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, при получении счетов-фактур от контрагентов с указанием прежнего наименования, в то время как общество внесло изменения в учредительные документы о его наименовании и зарегистрировало их в установленном законом порядке, существует риск отказа налоговыми органами в принятии сумм налога к вычету.
В то же время НК РФ прямо устанавливает, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать покупателя, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (п. 2 ст. 169 НК РФ). Поскольку ИНН и другие реквизиты общества остаются неизменными, указание в счете-фактуре прежнего наименования не препятствует идентификации покупателя.
Так, указание прежнего наименования — «ОАО» — вместо «АО» или «ПАО» может быть расценено в качестве опечатки или технической ошибки.
Минфин России в письме от 2 мая 2012 г. № 03-07-11/130 отметил, что если в счете-фактуре имеются опечатки в наименовании покупателя (заглавные буквы заменены строчными и наоборот, проставлены лишние символы (тире, запятые) и др.), но такой счет-фактура не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать указанные показатели, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14 июля 2008 г. по делу № А55-18472/07 указал, что наличие технической ошибки в написании организационно-правовой формы покупателя не влияет на правомерность применения вычета.
Учитывая наличие положительной правоприменительной практики, авторы приходят к выводу, что вероятность успешного оспаривания действий налогового органа по отказу в вычете по рассматриваемому формальному основанию высока.
Обратите внимание: наименование покупателя также указывается в книге покупок (п. 6 Раздела 2 Приложения № 4 к Постановлению Правительства РФ № 1137) и книге продаж (подп. «к» п. 7 Раздела 2 Приложения № 5 к Постановлению Правительства РФ № 1137).
Как следует из Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость14 (см. порядок заполнения разделов 8 и 9 декларации), сведения из книги покупок и книги продаж переносятся в налоговую декларацию по НДС, в которой отражается в том числе наименование покупателя.
Таким образом, нельзя исключить, что программное обеспечение налогового органа выявит несоответствие между книгой покупок общества и книгой продаж поставщиков по причине указания разных наименований покупателя. При этом несовпадение сведений в налоговой декларации может послужить поводом для налогового органа затребовать у общества документы, подтверждающие вычеты (п. 8, 81 ст. 88 НК РФ).
Поэтому во избежание отказа в вычете НДС, а также необходимости представления дополнительных документов обществу рекомендуется провести разъяснительную работу с контрагентами об указании в счетах-фактурах измененного наименования.
Работа с кадровыми документами
Изменение наименования организации затрагивает еще одну достаточно большую сферу хозяйственной деятельности организации – трудовые правоотношения.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником. Причем данное соглашение должно быть оформлено в письменной форме. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор. Следовательно, изменение наименования Работодателя должно найти в нем отражение. Изменения в текст трудового договора могут быть внесены путем:
- подготовки дополнительного соглашения (Пример 9) либо
- полного переподписания сторонами документа целиком.
Оба варианта грамотные, но требуют значительных трудозатрат, особенно в крупных организациях.
Более того, в некоторых случаях это может породить еще и конфликты, например, если работников давно не устраивают условия заключенных с ними трудовых договоров и они ищут повод и способ оказать давление на работодателя. В этом случае они могут решить, что отказ от подписи дополнительного соглашения к трудовому договору в их интересах. Логика здесь обычно простая: «Если у меня что-то просят, значит, они мне будут обязаны что-то предоставить взамен».
Поэтому необходимость подписывать дополнительные соглашения в этой ситуации представляется многим предпринимателям и практикующим юристам излишней. Действительно, поскольку смена наименования работодателя никоим образом не зависит от работника (отсутствия или наличия его согласия), то двусторонних договоренностей между работодателем и работником здесь достигать не надо. Бытует мнение, что такое изменение должно происходить в уведомительном порядке, без отражения в трудовом договоре между сторонами.
На наш взгляд, это не совсем правильный подход к проблеме. Необходимо учитывать интересы не только работодателя, но и работника. Ситуации бывают разные, и нельзя исключить, что через некое количество лет работник не окажется с этим трудовым договором перед пенсионной машиной государства, и, возможно, именно строчки о переименовании ему не хватит для благоприятного рассмотрения вопроса. Поэтому, на наш взгляд, необходимо любые изменения так или иначе отражать в ключевых кадровых документах.
Если руководство упорно отказывается вступать в диалог с персоналом по поводу допсоглашений к трудовым договорам, то можно найти и другой способ документального оформления. Это может быть сделано, например:
- путем издания соответствующего приказа работодателя, который доводится до каждого работника «под подпись» и выписка из которого вкладывается в трудовой договор (работника и работодателя), либо
- другим «вкладышем» в договор может послужить уведомление о смене наименования за подписью полномочного лица и печатью организации (Пример 11). Один экземпляр при этом также логично передать работнику.
Порядок реорганизации акционерного общества в 2021 году
Между вновь созданным и реорганизованным предприятием есть существенная разница. Главный документ, обозначающий разницу между этими двумя организационными формами компаний, является правопреемства. Этот документ представляет собой передаточный акт или разделительный баланс. Это зависит от формы проведения самой реорганизации.
Перерегистрация ОАО в АО требует сбора определенного перечня документов. Если акции распределяются между физическими лицами, необходимо предоставить комиссии копии паспортов, идентификационных кодов. Если же владельцем ценных бумаг является юридическое лицо, потребуется копия его регистрационной документации.
Далее готовятся данные о приеме средств или имущества акционеров. После этого определяется вид деятельности компании. Ей присваиваются соответствующие коды ОКВЭД.
Новый порядок преобразования АО в ООО
Луцук Елена Владимировна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»
Общество обязано иметь полное фирменное наименование и может иметь сокращенное фирменное наименование.
Единоличный исполнительный орган руководит текущей деятельностью общества и его образование является обязательным.
— выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
— издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
Кроме того, осуществление полномочий единоличного исполнительного органа общества может быть передано управляющему.
Целесообразно определить в уставе порядок формирования коллегиального исполнительного органа, его численный состав и срок на который он избирается.
По закону председателем совета директоров не может быть лицо, одновременно осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества.
По общему правилу образование ревизионной комиссии является обязательным в случае, если в обществе более 15 участников.
Таким образом, в уставе можно предусмотреть цену, по которой участники общества будут вправе выкупить долю, если она предложена третьему лицу.
— право участников выкупить в порядке преимущественного права не всю долю (часть доли), предлагаемую для продажи,
- сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам и другим лицам.
- иные сведения.
Требование о выкупе должно поступить к регистратору общества не позднее 45 дней с даты принятия решения общим собранием акционеров.
АО в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить регистрирующий орган о начале реорганизации.
Обязанность по размещению публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» о реорганизации в форме преобразования отсутствует.
Разница между старой и новой формами
ОАО теперь ПАО. Суть перемены отнюдь не в освежении названия. Законодатели имели четкие цели — требовалось сделать открытые акционерные общества именно более публичными. Поэтому в 2014 году в ГК появились новые требования к форме деятельности ПАО:
- Раскрытие информации о деятельности. Если ранее открытые акционерные общества прямо обязывались законом предоставлять полную отчетность о своей деятельности, то с 2014-го у них появилось право обратиться в Центробанк с заявлением об отмене такой обязанности. Стоит отметить, что эта возможность появилась и у публичных, и у непубличных обществ. Также ПАО не обязаны сегодня вносить в устав сведения о своем единственном акционере — достаточно отразить эту информацию в ЕГРЮЛ.
- Преимущественное правомочие на приобретение акций. ОАО были вправе предусматривать в своих уставах случаи, по которым преимущественное право покупки ценных бумаг сохранялось за настоящими владельцами акций компании. Для ПАО такое право не вводится. При реализации акций компания должна руководствоваться только ФЗ «Об акционерных обществах» № 208 (1995). Ссылки на устав уже не имеют законной силы.
- Ведение реестра. В отношении акционерных обществ в отдельных случаях допускалось ведение реестра акционеров самостоятельно. Но когда ОАО стали ПАО, это возможность исчезла. Данная задача делегируется лишь специальным организациям, имеющим лицензию на подобную деятельность. В отношении ПАО при этом реестродержатель должен оставаться независимым. Это же положение касается и счетной комиссии. Все вопросы, что как-либо относятся к ее компетенции, решает только независимая организация, имеющая лицензию на свою деятельность.
- Управление компанией. ОАО теперь будет называться ПАО (с 2014 года). А это значит, что изменились положения насчет совета директоров. Для ОАО он был обязателен лишь в том случае, когда число членов общества превышало 50. Сегодня неотъемлемой частью ПАО является коллегиальный орган, в котором состоят не менее пяти членов.
Все созданные до 01.09.2014 АО, отвечающие хоть одному из вышеуказанных признаков, признаются публичными вне зависимости от того, содержит их наименование указание на публичность или нет (п. 11 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 05.05.2014 № 99-ФЗ), хотя есть и исключения.
В частности, это правило не применяется, если на момент вступления в силу указанного закона АО было закрытым либо было освобождено от обязанности по раскрытию информации о ценных бумагах или погасило все публично размещенные, а также находящиеся в публичном обращении акции.
Если по состоянию на 01.07.2015 устав и название АО, созданного до 01.09.2014, содержат указание на публичность, но иные признаки публичности отсутствуют, общество обязано в срок до 01.07.2020 (на выбор):
- зарегистрировать проспект акций;
- внести изменения в устав, исключив указание на публичность.
Комментарий к статье 104 ГК РФ
1. Комментируемая статья содержит некоторые принципиальные положения, касающиеся реорганизации и ликвидации АО.
Вопросы добровольной реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции общего собрания участников (см. п. 1 ст. 103 ГК).
В случаях, установленных законом, допускается реорганизация общества по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57 ГК), а также ликвидация общества по решению суда (п. 2 ст. 61 ГК). При этом принудительная реорганизация общества может быть проведена только в форме разделения или выделения.
Основания принудительной реорганизации и ликвидации общества, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются ГК, Законом об АО и другими федеральными законами. Подробнее см. ст. ст. 57 — 65 и коммент. к ним.
О специальных основаниях реорганизации (в форме преобразования) или ликвидации общества см. абз. 3 п. 2 ст. 97, п. 4 ст. 99 ГК.
2. Норма п. 2 комментируемой статьи ограничивает возможности преобразования АО в юридическое лицо иной организационно-правовой формы. АО вправе преобразоваться в ООО или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.
Данное положение предопределяет также возможности реорганизации АО (слияния, присоединения, разделения или выделения), в которой участвуют или в результате которой образуются юридические лица иного вида. Об этом же см. п. 1 коммент. к ст. 57 ГК.
Например, в системе коммерческих организаций в результате разделения АО могут быть образованы одновременно и ООО, и АО, и производственный кооператив; допускается слияние АО с ООО и производственным кооперативом и т.д.