Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корни с чередованием дал дол». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гласные в корне после шипящих могут чередоваться О с Ё, И с Ы. у каждого ряда своя историческая судьба и морфемное объяснение. Например, О / Ё заменяют друг друга в словах, где раньше писалась старославянская буква Ять (Ѣ).
Корень с чередованием дал дол
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова?
Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья. На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — — я — чередуется с — им — или — ин -, например: сажать — сж и мать, примять — прим и нать, начать — нач и нать, снять — сн и мать; — им — или — ин — пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс — а -.
Прикасаться — прикосновение
Положить — полагать
Тварь — вытворять
Заря — зори
Скакать — выскочить
Растение — росток
Пригорать — гарь
Вымирать — умереть
Отдирать — отдерёшь
Блистать — блестеть
Вытирать — вытереть
Упомянуть — упоминать
Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.
Правописание корней с чередованием гласных
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.
- -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)
— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
- -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).
Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже.
Корень дал дол правило
В первом классе мы учились делать звуко-буквенный разбор слова — но далеко не каждый взрослый с ходу ответит на вопрос «Сколько звуков в слове „веер“?». Чередующиеся гласные настигли нас уже в пятом классе, но мы по-прежнему можем путать корни «мак» и «мок», «ровн» и «равн». Сдуваем пыль со школьного учебника и вспоминаем пары корней, которые учили скороговоркой.
Переходим к сезонным словам — непромокаемым плащам, штанам и вообще всему непромокаемому. При непростом выборе между корнями «мак» и «мок» нужно обратить внимание на значение слова. Так, в глаголах (и производных словах) со значением «погружать в жидкость» в корне следует писать букву «А»: «макать кисточку», «макание». В словах со значением «пропускать жидкость» уже пишем в корне «О»: «непромокаемые штаны», «обувь промокает».
Правило V. Корни с чередованием А//О
Корень ма к- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м акать (хлеб в молоко); обм акнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром окают, непром окаемый плащ, пром окательная бумага.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова.
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму.
Спасибо за то что написали все правила мне это очень помогло. Раньше у меня по этой теме было 3, а теперь 5.
Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.
Пожимать — пожать, нажимать — нажать, разминать — размять, понимать — понять, начинать — начать, поминать — память.
Выбор гласной зависит от значения корня. Если корень имеет значение «одинаковый», то следует писать букву А (например, в слове «уравнение»), а если корень имеет значение «гладкий» – О (например, «подровнять дорогу»).
Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1).
Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.
Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.
Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.
Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.
Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.
Потому-то и происходит путаница.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.
Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.
А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.
Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый».
Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.
Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.
Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.
Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».
Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну
а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин.
В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.
Интересное: Запрет на рыбалку в оренбургской области 2019
Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.
Чередование гласных О—А в корне слова
12.
В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел-— стил-, чет- — чит- пишется и, если дальше следует суффикс— а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.
Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.
— Однокоренные ли это слова? Почему? — Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.
Интересное: Социальная стипендия для молодой семьи
На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.
Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..
стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..
мать,
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый. |
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. | Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. | Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет. |
Обратите внимание! 1) Слово долина является однокоренным со словом дол; слово преподаватель – со словом дать; слова одолеть, преодолеть – со словом доля.
2) Имена существительные кампания и компания различаются по значению.
Корень дал дол правило
В первом классе мы учились делать звуко-буквенный разбор слова — но далеко не каждый взрослый с ходу ответит на вопрос «Сколько звуков в слове „веер“?». Чередующиеся гласные настигли нас уже в пятом классе, но мы по-прежнему можем путать корни «мак» и «мок», «ровн» и «равн». Сдуваем пыль со школьного учебника и вспоминаем пары корней, которые учили скороговоркой.
Переходим к сезонным словам — непромокаемым плащам, штанам и вообще всему непромокаемому. При непростом выборе между корнями «мак» и «мок» нужно обратить внимание на значение слова. Так, в глаголах (и производных словах) со значением «погружать в жидкость» в корне следует писать букву «А»: «макать кисточку», «макание». В словах со значением «пропускать жидкость» уже пишем в корне «О»: «непромокаемые штаны», «обувь промокает».
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.
Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.
Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями.
А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.
Вы просто обязаны выучить слова-исключения!
Написание зависит от согласного |
-раст-рос-ращ- выращенный, растение исключения: росток, росточек, рост, выросток, выростковый, подростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль |
-скак-скоч- перед -к- напишем -а, перед -ч- напишем –о: скакать, выскочить исключения: скачок, скачу |
-лаг-лож- перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить исключения: полог |
Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
- отпереть дом — отпирать калитку,
- отпереться от обвинений — отпираться всегда,
- запереть (ся) на ночь — запираю на засов,
- запер надолго — запираем дверь,
- сидеть взаперти,
- напереть (ся) — напираю всем телом,
- сильно упереться — упираюсь ногами,
- выпереть — выпирать отовсюду,
- разжёг костёр — разжигает печь,
- пережёг провод — пережигать,
- сжег дрова — сжигаешь в печи,
- зажег свечку — зажигать топку,
- прожег рубашку — прожигать жизнь,
- обжёг палец — обжигает край ленты,
- зажигалка,
- прижёг — прижигание,
- поджег — поджигатель,
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
-бер-бирА- -дер-дирА- -мер-мирА- -пер-пирА- -тер-тирА- -блест-блистА- -жег-жигА- -стел-стилА- -чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
-касА- если после корня стоит суф. -а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а- коснуться |
-лагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; -лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
-а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
Корень С Чередованием Дал Дол
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
- Внимательно смотрим на корень, так как порой составители теста могут написать слово с похожим сочетанием букв.
Дирижер (словарное), хотя можно подумать, что здесь корень дир—дер.
- Как мы помним, у однокоренных слов есть общее лексическое значение. Составители могут поймать вас в ловушку с помощью слов, в которых нет чередования. Например:
- мирить (друзей) (проверяется словом “мИр”);
- горная (местность) (проверочное слово “гОры”);
- косить (траву) (проверочное слово “кОсы”).
Для того чтобы избежать потери баллов, внимательно прочитайте табличку сверху, обратите внимание на значение слов.
Такие похожие корни называют омонимичными.
Омонимия — это совпадение слов и других единиц языка по звучанию и написанию, но расхождение по лексическому значению.
- Не забывайте о чередовании А (Я) //ИМ (ИН).
- Исключения тоже являются словами с чередованиями, особенными они называются только потому, что гласная пишется не по правилу.
- Морфема — наименьшая часть слова, их используют для образования форм и новых слов. Корень есть в каждой самостоятельной части речи.
- Чередования согласных в корне слова нужны для упрощения произношения, слова все еще остаются однокоренными.
- Порой слово переходит в другую часть речи, так как в предложении от него требуется другая грамматическая роль. Этот метод применяется для образования новых слов.
- Словообразовательный разбор помогает нам определить способ образование слова. Для этого нужно определить его лексическое значение, с помощью разбиения на морфемы понять, как образовано слово и от чего происходит основа.
Не забывайте о словах-исключениях!
Написание зависит от места ударения |
-гор-гар- загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
-зар-зор- под ударением буква, которую слышим, без ударения –а зорька, зарница исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии) |
-клан-клон- -твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец исключения: утварь |
-плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок -плов- пловец, пловчиха исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть) |