- Наследование

Корни с чередованием дал дол

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корни с чередованием дал дол». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гласные в корне после шипящих могут чередоваться О с Ё, И с Ы. у каждого ряда своя историческая судьба и морфемное объяснение. Например, О / Ё заменяют друг друга в словах, где раньше писалась старославянская буква Ять (Ѣ).

Корень с чередованием дал дол

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова?

Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья. На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — — я — чередуется с — им — или — ин -, например: сажать — сж и мать, примять — прим и нать, начать — нач и нать, снять — сн и мать; — им — или — ин — пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс — а -.

Прикасаться — прикосновение

Положить — полагать

Тварь — вытворять

Заря — зори

Скакать — выскочить

Растение — росток

Пригорать — гарь

Вымирать — умереть

Отдирать — отдерёшь

Блистать — блестеть

Вытирать — вытереть

Упомянуть — упоминать

Чередование гласных и согласных в корне (200 примеров)

  • к а с а ться, к а с а ние, к а с а тель­ная, прик а с а ться;
  • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, кос­нись;
  • изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
  • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, облож­ной.
  • гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вший­ся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, под­гор е ть, под­гор е лый, под­гор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,воз­гор а ть, воз­гор а ние, пере­гор е ть;
  • заг а р, уг а р, уг а рный.
  • поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
  • кл а нять­ся, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
  • твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
  • тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.

Правописание корней с чередованием гласных

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.

  • -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
  • -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).

Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.

Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже.

Корень дал дол правило

В первом классе мы учились делать звуко-буквенный разбор слова — но далеко не каждый взрослый с ходу ответит на вопрос «Сколько звуков в слове „веер“?». Чередующиеся гласные настигли нас уже в пятом классе, но мы по-прежнему можем путать корни «мак» и «мок», «ровн» и «равн». Сдуваем пыль со школьного учебника и вспоминаем пары корней, которые учили скороговоркой.

Читайте также:  Переход с ЕНВД на УСН доходы минус расходы в розничной торговле

Переходим к сезонным словам — непромокаемым плащам, штанам и вообще всему непромокаемому. При непростом выборе между корнями «мак» и «мок» нужно обратить внимание на значение слова. Так, в глаголах (и производных словах) со значением «погружать в жидкость» в корне следует писать букву «А»: «макать кисточку», «макание». В словах со значением «пропускать жидкость» уже пишем в корне «О»: «непромокаемые штаны», «обувь промокает».

Правило V. Корни с чередованием А//О

Корень ма к- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: м акать (хлеб в молоко); обм акнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги пром окают, непром окаемый плащ, пром окательная бумага.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова.

Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму.

Спасибо за то что написали все правила мне это очень помогло. Раньше у меня по этой теме было 3, а теперь 5.

Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.

Пожимать — пожать, нажимать — нажать, разминать — размять, понимать — понять, начинать — начать, поминать — память.

Выбор гласной зависит от значения корня. Если корень имеет значение «одинаковый», то следует писать букву А (например, в слове «уравнение»), а если корень имеет значение «гладкий» – О (например, «подровнять дорогу»).

Конечно, нет. Данное правило касается только тех, корней, в которых такое чередование происходит (рис. 1).

Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.

Мы всегда и постоянно обновляем опубликованную информацию, в этом модете быть уверены, что Вы прочтете всю самую новую информацию.
Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.

Корни с чередованием – тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов.

Не секрет, что наш язык – потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке.

Потому-то и происходит путаница.

Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву «о». Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар – загорелый; угар – подгореть; разгореться – разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится.

Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки. Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть – однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри.

А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся.

Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый».

Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]

Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.

Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс.

Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот; макать перо в чернильницу; обмакнуть хлеб в варенье.

Читайте также:  Материальная помощь не облагаемая налогом 2024 ремонт жилья

Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш; ребенок намочил ноги; намочить волосы; промокнуть написанное.

Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

Чередование О/А 3.Зависит от значения слова: -ровн- Значение «РОВНЫЙ, ГЛАДКИЙ» Сровнять, выровнять -мок- Значение «МОКНУТЬ, ВПИТЫВАТЬ» промокашка Запомните: -равн- Значение «РАВНЫЙ, ОДИНАКОВЫЙ» Сравнять счет, равнялись -мак- Значение «МАКАТЬ В ЖИДКОСТЬ» Обмакнуть Равнина, ровесник, уровень, поровну

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин.

В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

Интересное: Запрет на рыбалку в оренбургской области 2019

Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.

Чередование гласных О—А в корне слова

12.

В корнях бер-бир-, дер-дир-, мер-мир-, пер-пир-, тер-тир-, блест-блист-, жег-жиг-, стел-стил-, чет-чит- пишется и, если дальше следует суффикс— а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Безотлагательный, вложение, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, неотложный, облагаться, подложить, предложение, предположение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, слагаемое, сложение, сослагательное (наклонение), усложнять.

Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) — О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.

— Однокоренные ли это слова? Почему? — Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья.

Интересное: Социальная стипендия для молодой семьи

На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — (-я-) чередуется с —им— или — ин-, например: сажать – сж имать, примять – прим инать, начать – начинать, снять – снимать; —им— или —ин— пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс —а-. Но сочетать, сочетание.

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..

стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..

мать,

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громоздиться – громо́здкий, воображать, образ – обра́зчик, раздражать – дра́знит, умолять – мо́лит, умалять – ма́лый.
2. Если под ударением пишется ё, то без ударения в том же слоге пишется е. Чёркать – черкнуть, пёстрый – испещрить, твёрдый – затвердеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло. Бразды – борозда, облако – оболочка, охлаждение – холод, возглас – голос, ограда – огородить, глава – голова, сокращать – короткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возражать, наваждение, аромат, панорама, лабиринт, лотерея, бетон, кастрюля, привилегия, этикет.

Обратите внимание! 1) Слово долина является однокоренным со словом дол; слово преподаватель – со словом дать; слова одолеть, преодолеть – со словом доля.

2) Имена существительные кампания и компания различаются по значению.

Корень дал дол правило

В первом классе мы учились делать звуко-буквенный разбор слова — но далеко не каждый взрослый с ходу ответит на вопрос «Сколько звуков в слове „веер“?». Чередующиеся гласные настигли нас уже в пятом классе, но мы по-прежнему можем путать корни «мак» и «мок», «ровн» и «равн». Сдуваем пыль со школьного учебника и вспоминаем пары корней, которые учили скороговоркой.

Переходим к сезонным словам — непромокаемым плащам, штанам и вообще всему непромокаемому. При непростом выборе между корнями «мак» и «мок» нужно обратить внимание на значение слова. Так, в глаголах (и производных словах) со значением «погружать в жидкость» в корне следует писать букву «А»: «макать кисточку», «макание». В словах со значением «пропускать жидкость» уже пишем в корне «О»: «непромокаемые штаны», «обувь промокает».

Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.

Читайте также:  Порядок получения гражданства РФ ребенком

Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.
Мы сделали все, чтобы помочь ученикам освоить правило в полной мере и довести выбор букв при чередовании до автоматизма, а также не путать корни с чередованием с похожими корнями.

А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

Вы просто обязаны выучить слова-исключения!

Написание зависит от согласного

-раст-рос-ращ-

выращенный, растение

исключения: росток, росточек, рост, выросток, выростковый, подростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

-скак-скоч-

перед -к- напишем -а, перед -ч- напишем –о: скакать, выскочить

исключения: скачок, скачу

-лаг-лож-

перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить

исключения: полог

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

  • отпе­реть дом — отпи­рать калит­ку,
  • отпе­реть­ся от обви­не­ний — отпи­рать­ся все­гда,
  • запе­реть (ся) на ночь — запи­раю на засов,
  • запер надол­го — запи­ра­ем дверь,
  • сидеть вза­пер­ти,
  • напе­реть (ся) — напи­раю всем телом,
  • силь­но упе­реть­ся — упи­ра­юсь нога­ми,
  • выпе­реть — выпи­рать ото­всю­ду,
  • раз­жёг костёр — раз­жи­га­ет печь,
  • пере­жёг про­вод — пере­жи­гать,
  • сжег дро­ва — сжи­га­ешь в печи,
  • зажег свеч­ку — зажи­гать топ­ку,
  • про­жег рубаш­ку — про­жи­гать жизнь,
  • обжёг палец — обжи­га­ет край лен­ты,
  • зажи­гал­ка,
  • при­жёг — при­жи­га­ние,
  • под­жег — под­жи­га­тель,

Обратите внимание на слова-исключения!

Написание зависит от суффикса –а-

-бер-бирА-

-дер-дирА-

-мер-мирА-

-пер-пирА-

-тер-тирА-

-блест-блистА-

-жег-жигА-

-стел-стилА-

-чет-читА-

исключения:

сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара)

-касА- если после корня стоит суф.

-а- прикасаться;

-кос- если нет суф.-а-

коснуться

-лагА- если после корня стоит суф. –а-

прилагательное;

-лож- если нет суф. -а- предложение

исключения: полог

-а(я)-им(ин)-

сочетания

-им(ин)-

пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять,

понимАть-понять,

запоминАть-память

Корень С Чередованием Дал Дол

ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерятье́ра) костюм – примирятьир) соседей; развеваетсяе́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

  1. Внимательно смотрим на корень, так как порой составители теста могут написать слово с похожим сочетанием букв.

Дирижер (словарное), хотя можно подумать, что здесь корень дир—дер.

  1. Как мы помним, у однокоренных слов есть общее лексическое значение. Составители могут поймать вас в ловушку с помощью слов, в которых нет чередования. Например:
  • мирить (друзей) (проверяется словом “мИр”);
  • горная (местность) (проверочное слово “гОры”);
  • косить (траву) (проверочное слово “кОсы”).

Для того чтобы избежать потери баллов, внимательно прочитайте табличку сверху, обратите внимание на значение слов.

Такие похожие корни называют омонимичными.

Омонимия — это совпадение слов и других единиц языка по звучанию и написанию, но расхождение по лексическому значению.

  1. Не забывайте о чередовании А (Я) //ИМ (ИН).
  2. Исключения тоже являются словами с чередованиями, особенными они называются только потому, что гласная пишется не по правилу.
  • Морфема — наименьшая часть слова, их используют для образования форм и новых слов. Корень есть в каждой самостоятельной части речи.
  • Чередования согласных в корне слова нужны для упрощения произношения, слова все еще остаются однокоренными.
  • Порой слово переходит в другую часть речи, так как в предложении от него требуется другая грамматическая роль. Этот метод применяется для образования новых слов.
  • Словообразовательный разбор помогает нам определить способ образование слова. Для этого нужно определить его лексическое значение, с помощью разбиения на морфемы понять, как образовано слово и от чего происходит основа.

Не забывайте о словах-исключениях!

Написание зависит от места ударения

-гор-гар-

загар, подгорелый

исключения: выгарки, изгарь, пригарь

-зар-зор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения –а

зорька, зарница

исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии)

-клан-клон-

-твар-твор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец

исключения: утварь

-плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок

-плов- пловец, пловчиха

исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *