Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Практика рассмотрения земельных споров в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России существует ряд законодательных актов, регулирующих земельные споры. К основным нормативным документам относятся Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также Федеральные законы «О пайке», «О государственной регистрации прав на недвижимость», «Об оценочной деятельности» и другие.
Перспективы разрешения земельных споров в 2024 году
Земельные споры в 2024 году остаются актуальной проблемой, которая требует незамедлительного решения. Однако, вопреки сложностям, есть надежда на улучшение ситуации и достижение справедливого разрешения таких споров.
Во-первых, в будущем году ожидается дальнейшее развитие законодательства, которое будет способствовать упрощению процесса разрешения земельных споров. Внедрение новых норм, регламентирующих порядок урегулирования конфликтов, поможет снизить временные и финансовые затраты на этот процесс.
Во-вторых, в 2024 году возможно усиление государственной поддержки владельцев земли и покупателей прав на земельные участки. Предоставление финансовых и юридических ресурсов, образовательных программ и консультационных услуг поможет сторонам в споре обрести более четкое понимание своих прав и обязанностей и таким образом способствовать более гармоничному разрешению конфликта.
Кроме того, важным аспектом разрешения земельных споров в 2024 году может стать привлечение квалифицированных медиаторов и арбитров. Эксперты с большим опытом в данной области смогут помочь сторонам в споре находить компромиссы и принимать обоснованные решения на основе законодательства и этических норм.
Право постоянного (бессрочного) пользования vs право аренды
В 1993 г. институту было передано здание на праве полного хозяйственного ведения, а также земельный участок, на котором оно расположено, на праве постоянного (бессрочного) пользования (Определение ВС РФ от 29.11.2022 по делу № А41-75832/2019).
В 2007 г. институт, ставший к тому времени ФГУП, был приватизирован путем преобразования в общество, к которому перешло в том числе производственное здание. В отношении земельного участка под зданием был заключен договор аренды, который был надлежащим образом зарегистрирован.
В 1998 г. учреждению были переданы несколько участков на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом один из переданных участков был поставлен на кадастровый учет без установления границ и фактически охватывал территорию участка, принадлежащего обществу. При проведении последующих кадастровых работ данный факт был установлен.
Учреждение обратилось в суд с иском о признании договора аренды общества недействительным, полагая, что формирование самостоятельного участка в границах предоставленного ему в пользование участка и оформление на него права аренды общества нарушает его права.
Суд первой инстанции признал договор аренды общества недействительным, отметив, что наличие обременения прав на земельный участок в виде аренды препятствует оформлению права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом, указав, что в решении о передаче земельных участков учреждению содержалась информация о праве правопредшественника общества на спорный земельный участок. Поэтому, принимая соответствующий земельный участок в 1998 г., учреждение выразило свое согласие с тем, что внутри границ предоставленного ему участка сформирован иной участок, ранее предоставленный правопредшественнику общества на праве постоянного (бессрочного) пользования. Более того, учреждение извещалось о проведении работ по межеванию участка общества в 2006 г. и не представило возражений.
ВС РФ указал следующее. Во-первых, учреждение, предъявляя требование о признании договора аренды недействительным, не доказало, что договор заключен с нарушением требований нормативных правовых актов или нарушает его законные права и интересы. Оно также не представило доказательств того, как будут восстановлены его права в случае признания договора аренды недействительным.
Более того, ВС РФ напомнил один из основных принципов земельного законодательства — принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В связи с этим собственник объекта недвижимого имущества имеет исключительное право на приобретение публичного участка, занятого этим объектом, в собственность или аренду. Соответственно, никто, кроме собственника производственного здания, не может приобрести в аренду участок, занятый таким зданием и необходимый для его использования. Спорный договор аренды был заключен в связи с наличием у общества права собственности на производственное здание и переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, возникшего у его правопредшественника.
На наш взгляд, это довольно интересное, хоть и сложное дело, в котором в том числе судом было отмечено, что, заявляя о недействительности договора аренды, лицо, не являющееся стороной этого договора, должно доказать, во-первых, что он нарушает его права и законные интересы, а во-вторых, что признание недействительным договора аренды восстановит права этого лица. Наличие же формальных оснований для оспаривания договора не является достаточным условием.
Отсутствие разрешения Правительственной комиссии как основание для отказа в регистрации ипотеки
В 2021 г. иностранная компания заключила с банком кредитный договор и договор ипотеки в обеспечение своих обязательств перед банком. Однако с заявлением о государственной регистрации ипотеки стороны обратились в Росреестр только в мае 2022 г. (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 № 09АП-92702/2022 по делу № А40-139716/22).
Росреестр отказал в государственной регистрации, в связи с чем компания обратилась в суд, посчитав отказ незаконным.
В суде регистрирующий орган обосновал свой отказ тем, что поскольку компания относится к так называемым недружественным лицам, в отношении совершения сделок с которыми в марте 2022 г. были введены ограничения, то для регистрации ипотеки необходимо предоставить разрешение Правительственной комиссии независимо от даты заключения договора ипотеки.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что такое разрешение требуется, однако, учитывая, что регистрирующий орган не ставил данный вопрос перед заявителем при вынесении решения об отказе, а заявил об этом только в суде, решение об отказе было признано необоснованным.
Представляется, что данный вывод судов о необходимости получения разрешения Правительственной комиссии на регистрационные действия по сделке, совершенной сторонами еще до введения соответствующих ограничений, основан на широком толковании действующего регулирования. Вместе с тем, однако, необходимо признать, что многие вопросы, связанные с получением разрешения Правительственной комиссии, все еще нуждаются в разъяснениях. Соответственно, судебная практика по ним также находится в процессе формирования.
Судебное разбирательство: процедура
Истец может участвовать в суде лично или заключить договор с адвокатом. Важно прибегать к помощи квалифицированного специалиста, практикой которого являются земельные и имущественные споры. Если вы выиграете дело, ответчик будет нести все ваши издержки на судебное разбирательство и привлечение специалистов.
Согласно ст. 30 ГПК РФ, иск необходимо подавать в территориальный суд. То есть в этом случае оно подается в суд, который располагается по месту расположения участка. При этом устанавливается следующий порядок рассмотрения:
- Мировой суд рассматривает споры, связанные с определением порядка применения имущества, к числу которого относят земельные участки.
- Районный суд рассматривает вопросы, связанные с установлением границ.
Тонкости судебной практики по земельным спорам
Неважно, хочет ли владелец надела провести согласование границ земельного участка в судебном порядке, или решить другую проблему, нужно соблюдать правила судебной практики. Исковое заявление может быть возвращено, если не соблюдались, например, следующие нормы:
- Не соблюден досудебный порядок разрешения ЗС. По многим спорам досудебное урегулирование необязательно, но истец может обратиться в суд с требованием соблюдения такого порядка, и тогда судья вернет заявление.
- Споры рассматриваются с точки зрения подсудности и подведомственности дел. Решение суда могут признать недействительным, если будет доказано, что дело было неподведомственно суду общей юрисдикции.
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
- Исполнитель соблюдает режим конфиденциальности всей информации, полученной от Заказчика в процессе оказания юридических услуг и уполномоченных им лиц, конфиденциальность личной информации Заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
- Заказчик уведомлен и соглашается с тем, что он отправляет информацию по незащищенным каналам электронной связи компьютерной сети общего пользования, и Исполнитель не несет ответственность за сохранность информации, передаваемой по таким каналам электронной связи.
- Письменная консультация, письменные документы (заявления, письма, жалобы, претензии и иные по запросу Заказчика), подготовленные Исполнителем, высылаются Заказчику на электронный адрес, указанный им в Онлайн-заказе юридических услуг. Заказчик не вправе использовать полученные от Заказчика документы для распространения среди неограниченного круга лиц и публикации на интернет-ресурсах.
- Акцептируя настоящую Оферту, Заказчик выражает своё согласие Исполнителю обрабатывать свои персональные данные, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, пол, место работы и должность, почтовый адрес, домашний, рабочий и мобильный телефоны, адрес электронной почты, иные сведения, предоставленные для оказания услуг, включая сбор систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использование, распространение, для проведения исследований, направленных на улучшение качества услуг Исполнителя, маркетинговых акций, стратегических исследований и для продвижения услуг Исполнителя путём прямых контактов с Заказчиком с помощью различных средств связи, включая, но не ограничиваясь: почтовую рассылку, электронную почту, информационную сеть Интернет. Заказчик выражает согласие Исполнителю на обработку своих персональных данных с помощью автоматизированных систем управления базами данных и иных программных средств. Заказчик не возражает против передачи Исполнителем своих персональных данных третьим лицам, если это необходимо для реализации настоящего Договора.
- Согласие Заказчика на сбор и обработку его персональных данных является бессрочным и может быть отозвано путём направления Исполнителю письменного заявления.
В каком суде решаются земельные споры?
Не существует специального суда, созданного для рассмотрения земельных споров. Все споры рассматриваются в обычном судебном порядке в соответствии с гражданским или арбитражным процессуальными кодексами РФ, в зависимости от состава сторон спора. Например, споры между гражданами рассматриваются в суде общей юрисдикции, а между организациями в арбитражном суде. Кроме того, земельные споры могут быть рассмотрены третейским судом.
Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), а также в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например, факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.). Кроме того, в арбитражных судах могут рассматриваться и другие споры (например, дела о банкротстве, об оспаривании решений третейских судов и др.).
Согласование границ: подписывать ли акт?
В процессе установления границ земельного участка важно понимать, нужно ли подписывать акт согласования. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к законам и нормативным актам, регулирующим процедуру установления границ.
Одним из основных документов, регламентирующих установление границ, является закон об участке. В нем указаны основные требования, касающиеся составления и подписания акта о границах.
Исковое обращение с иском о установлении границ также имеет свои особенности. Все представленные в иске документы должны быть составлены согласно применимым нормативным актам и правилам.
Составление акта о границах является обязательной процедурой во время установления границ земельного участка. Это необходимое юридическое действие, которое подтверждает согласование сторон по определению границ.
Однако, подписывание акта о границах не всегда является обязательным. В некоторых случаях стороны могут достичь согласия на установление границ устно или другим письменным способом, без необходимости составления и подписания акта.
Важно отметить, что в судебном процессе акт о границах играет важную роль. Он служит в качестве основного доказательства при разрешении спора о границах земельного участка.
Таким образом, вопрос о подписании акта о границах зависит от конкретной ситуации и обстоятельств. Если существуют согласованные сторонами условия и нет необходимости в участии суда, то подписывание акта является желательным и рекомендуемым действием. Однако, если в процессе установления границ возникли споры или проблемы, то следует обратиться к нормативным актам и юридическим консультациям для определения необходимости составления и подписания акта.
Для чего нужен акт межевания участка
Акт межевания участка – это важный документ, необходимый при решении споров о границах земельного участка. Он подтверждает официальную информацию о границах и размерах участка. Акт межевания участка составляется и подписывается при согласовании между сторонами, участвующими в иске об установлении границ земельного участка.
Акт межевания участка необходим для подтверждения полученной информации и доказательства ее достоверности. Этот акт также служит основой для составления иска об установлении границ земельного участка.
Для составления акта межевания участка необходимо заполнить специальное заявление и предоставить необходимые документы, подтверждающие права на земельный участок. Акт межевания участка составляется в соответствии с нормативными инструкциями и требованиями.
Основные причины возникновения земельных споров
Одной из основных причин возникновения земельных споров является отсутствие четкости в законодательстве, что часто ведет к неоднозначной интерпретации норм и правил. Это может привести к различным толкованиям прав, возникновению разногласий между участниками процесса и, в конечном итоге, к спорам. Например, неясность в определении границ земельных участков может стать источником конфликтов между соседними земельными владельцами.
Недостаток прозрачности в процессе управления земельными ресурсами также способствует возникновению земельных споров. Нередко собственники земли не имеют доступа к достоверной информации о процедурах по проведению земельных операций, административных процедурах и правилах использования земли. В результате возникают неурегулированные конфликты, связанные с использованием земельных участков и их изменением.
В целом, основные причины возникновения земельных споров связаны с недостатком порядка и ясности в законодательстве, а также с недостатком прозрачности и доступности информации о земельных ресурсах и процедурах их использования. Решение этих проблем может помочь снизить количество земельных споров и обеспечить более справедливый и эффективный управления земельными ресурсами.
Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию:
- Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
- Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
В 2022 году понятие о перераспределении участков земли содержится в тексте действующего Земельного Кодекса РФ в разных значениях. Например, в статье 11.7 процедура рассматривается в качестве способа изменения конфигурации территориального надела. Перераспределение не может проводится ни при каких обстоятельствах, если участки были ранее предоставлены в пользу физических или юридических лиц.
Также осуществление операции невозможно, если земля была обременена правами третьих лиц. Такие ограничения могут быть сняты на законных основаниях и в одностороннем порядке на основании письменного согласия. Однако в любом случае исключается перераспределение земель, имеющих целевое назначение.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Перераспределение тех земельных участков, которые находятся в федеральном или муниципальном фонде, проводится на основании соглашения, заключаемого между уполномоченными инстанциями. Об этом гласят нормы статьи 39.27 Земельного Кодекса РФ. Представительства федеративных субъектов осуществляют значительный объем операций по организации процедуры предоставления земель, включая их реализацию.
В соответствии с положениями статьи 252 Гражданского Кодекса РФ имущество, которое находится в рамках долевой собственности, может быть законно разделено между владельцами. Кроме того, допускается выделение определенной доли из конкретного имущественного объекта. В случае невозможности разделения территориального надела собственниками определяется формат общего использования на основании статьи 247 Гражданского Кодекса.
Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности
Статья 252. Раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли
В соответствии с вышеназванными нормативами действующее законодательство предусматривает несколько вариантов решения сложившейся проблемной ситуации. Например, это может быть разделение общего имущества, выделение конкретной доли и определение нюансов общего использования. Пути решения вопроса напрямую зависят от обстоятельств проблемы.
Действующий Земельный Кодекс РФ рассматривает участки земли в качестве части территории с определенными границами.
Допускаются следующие возможные варианты изменения статуса территориальных наделов:
- разделение;
- выделение;
- объединение;
- перераспределение.
В первом случае происходит образование из одного участка земли нескольких наделов, при условии первоначальной делимости территории. Разделение земли может быть проведено при условии, если ее площадь кратна 6 соткам. Это говорит о том, что участки, размером в 8 соток не смогут быть разделены ни при каких обстоятельствах.
При выделении, оставшаяся часть получает статус самостоятельного имущественного объекта. Помимо прочего, законодательством допускается объединение нескольких наделов в одну территории. Для проведения мероприятий в рамках объединения не важен размер объединяемых земель.
Что касается перераспределения, то оно проводится только в том случае, если ранее из нескольких смежных территорий были образованы несколько участков земли. Порядок пользования участка определяется только в тех ситуациях, когда невозможно осуществить раздел надела в силу его неделимости. Это говорит только о возможности определения нюансов совместного пользования.
Статья 64 Рассмотрение земельных споров
Отобрать имущество у владельца в 2022 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию:
- Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
- Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
Но есть и определенные условия: Присоединяемая земля Должна иметь ту же категорию, что и основной участок Захваченный участок Не должен относиться к территории общего пользования Общая площадь нового участка Не должна превышать нормативов, установленных законом То есть можно присоединить часть земли, имеющей назначение СНТ, если основной участок тоже относится к СНТ. При этом площадь присоединения рассчитывается индивидуально, но не более 10% от площади основного участка.
При превышении площади формируется новый участок, и выкупать его придется по кадастровой стоимости. Чтобы присоединить землю в СНТ сначала нужно узаконить право на основной участок, если до сих пор этого не сделано.
Для этого достаточно обратиться в Росреестр с правоустанавливающими документами на землю.
Отсутствие разрешения Правительственной комиссии как основание для отказа в регистрации ипотеки
В 2021 г. иностранная компания заключила с банком кредитный договор и договор ипотеки в обеспечение своих обязательств перед банком. Однако с заявлением о государственной регистрации ипотеки стороны обратились в Росреестр только в мае 2022 г. (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2023 № 09АП-92702/2022 по делу № А40-139716/22).
Росреестр отказал в государственной регистрации, в связи с чем компания обратилась в суд, посчитав отказ незаконным.
В суде регистрирующий орган обосновал свой отказ тем, что поскольку компания относится к так называемым недружественным лицам, в отношении совершения сделок с которыми в марте 2022 г. были введены ограничения, то для регистрации ипотеки необходимо предоставить разрешение Правительственной комиссии независимо от даты заключения договора ипотеки.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с тем, что такое разрешение требуется, однако, учитывая, что регистрирующий орган не ставил данный вопрос перед заявителем при вынесении решения об отказе, а заявил об этом только в суде, решение об отказе было признано необоснованным.
Представляется, что данный вывод судов о необходимости получения разрешения Правительственной комиссии на регистрационные действия по сделке, совершенной сторонами еще до введения соответствующих ограничений, основан на широком толковании действующего регулирования. Вместе с тем, однако, необходимо признать, что многие вопросы, связанные с получением разрешения Правительственной комиссии, все еще нуждаются в разъяснениях. Соответственно, судебная практика по ним также находится в процессе формирования.