- Правовые статьи

НДС с аренды в муп в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС с аренды в муп в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. Данная норма прописана в подпункте 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Причем это касается и тех работ (услуг), которые учреждения выполняют (оказывают) в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760). Определения работ и услуг приведены в Комплексных рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Рекомендации содержатся в письме Минфина России от 16 мая 2011 г. № 12-08-22/1959.

Применять новый стандарт ФСБУ 25/2018 для учёта аренды с 2022 года должны все компании, которые предоставляют или получают имущество во временное пользование.

Не применяется стандарт при аренде следующего имущества (п.3):

  • объектов интеллектуальной собственности, материальных носителей, знаков обслуживания и товарных знаков.
  • недр земли для геологоразведки и добычи полезных ископаемых;
  • объектов концессионного соглашения.

Пример расчета НДС в 2024 году

Допустим, вы владеете компанией, которая продает мебель. В 2024 году ставка НДС в России составляет 20%.

Покупка материалов:

Допустим, вы купили древесину и другие материалы на сумму 10 000 рублей, не включая НДС. Ставка НДС – 20%, поэтому НДС составит 10 000 рублей * 20% = 2 000 рублей. Итак, общая сумма, которую вы заплатите поставщику, составит 10 000 рублей + 2 000 рублей = 12 000 рублей.

Продажа мебели:

Затем вы производите и продаете мебель магазину за 20 000 рублей, не включая НДС. НДС на эту сумму будет 20 000 рублей * 20% = 4 000 рублей. Таким образом, магазин заплатит вам 20 000 рублей + 4 000 рублей = 24 000 рублей.

Итак, вы уплатили 2 000 рублей НДС при покупке материалов и получили 4 000 рублей НДС при продаже мебели. Разница между уплаченным и полученным НДС (4 000 рублей – 2 000 рублей = 2 000 рублей) является суммой НДС, которую вы должны перечислить в бюджет.

ФСБУ 25/2018 и земли для геологоразведки

Стандарт не применяется в отношении земельных участков, которые передаются в аренду или субаренду для геологоразведки. Правило актуально для всех сторон договора. Если арендатор по первичному договору указанной деятельностью не занимается, но сдает землю в субаренду геологоразведочной компании, стандарт учета не применяется всеми сторонами: арендодателем, арендатором, субарендатором.
Нередко в субаренду сдается часть участка. Если субарендатор занимается геологоразведкой, а арендатор – нет, договор считается комбинированным. В отношении учета субаренды земли ФСБУ 25/2018 не применяется. Аренда остальной части участка учитывается в обычном порядке, как раз с использованием норм и правил упомянутого стандарта.
Как учитывать аренду и субаренду участка для геологоразведки? Используйте МСФО (IFRS) 16.


Коммерческая недвижимость: особенности и примеры

Коммерческая недвижимость представляет собой имущество, предназначенное для коммерческой деятельности. Она включает в себя различные типы объектов, такие как магазины, офисы, склады, рестораны и другие. Владение и использование коммерческой недвижимостью отличается от жилой недвижимости, поскольку владельцы коммерческих объектов используют их для получения прибыли через аренду или осуществление собственного бизнеса.

Особенности коммерческой недвижимости:

  • Цель использования: Коммерческая недвижимость используется для осуществления коммерческой деятельности и получения прибыли.
  • Разнообразие объектов: Коммерческая недвижимость может быть представлена различными объектами, включая магазины, офисы, склады и другие.
  • Аренда и продажа: Коммерческая недвижимость может быть как сдана в аренду в другие организации, так и продана другими предпринимателями.
  • Инвестиции: Коммерческая недвижимость может быть предметом инвестиций, поскольку ее стоимость может возрастать со временем, особенно если она находится в развивающемся районе.
  • Регулирование: Коммерческая недвижимость подвергается юридическому регулированию в рамках налогового и правового режимов, а также строительных и земельных законов.
Читайте также:  Документы при дарении земельного участка в 2024 году

Трудно точно предсказать, что произойдет со ставкой НДС на аренду муниципального имущества в 2023 году, однако эксперты предполагают, что она может остаться на уровне 18%, немного увеличиться (возможно, на один пункт) или немного уменьшиться (возможно, на один пункт). Этот прогноз основан на текущих экономических условиях, которые показывают общий положительный прогноз роста в течение следующих нескольких лет, что, скорее всего, позволит сохранить ставки на прежнем уровне до тех пор, пока не будут собраны более надежные данные по истечении этого периода времени.

Кроме того, любые серьезные изменения, сделанные сейчас, займут некоторое время, прежде чем они отразятся в фактических ставках к 2023 году, поэтому лучше не делать слишком много предположений о том, что произойдет, пока не появится больше информации ближе к тому времени, когда нужно будет принимать решения относительно любых потенциальных изменений, если они вообще будут необходимы.

Применение налога на добавленную стоимость (НДС) при аренде муниципального имущества КВР в 2024 году имеет свои особенности. Налог на добавленную стоимость уплачивается арендатором при условии, что сдаваемое в аренду имущество относится к предмету налогообложения НДС.

В случае аренды муниципального имущества Комитетом по вопросам развития ирригации (КВР) возникают исключения из-за особого статуса субъектов аренды — сельскохозяйственных организаций, осуществляющих поливные землеробские работы. В соответствии с п.2 ст.346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, арендная плата по договору аренды земли сельскохозяйственного назначения, направленной на осуществление поливных землеробских работ, освобождается от НДС. Таким образом, сельскохозяйственные организации, арендующие землю в рамках КВР, не обязаны выплачивать налог вексельного курса на аренду.

Однако, при аренде других видов муниципального имущества, не связанного с сельскохозяйственной деятельностью, налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме. Это означает, что арендаторы, не относящиеся к сельскохозяйственным организациям, будут обязаны вносить НДС в соответствующий бюджет в соответствии с установленной ставкой.

Правильный договор аренды

Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.

Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).

Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ

(ст. 651 ГК РФ).

Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.

Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Однако для этого необходимо соблюсти ряд условий. Так, госимущество должно быть использовано в облагаемой НДС деятельности (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ), арендный платеж отнесен на себестоимость (п. 1 ст. 172 НК РФ), а налог удержан из доходов арендодателя и уплачен в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). Кроме того, агент должен располагать счетом-фактурой (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Читайте также:  Субсидия на 3-го ребенка в 2024 году

Таким образом, принять к вычету агентский НДС могут только арендаторы, которые являются плательщиками этого налога. Освобождение от такой обязанности, как и применение спецрежимов, лишает права на вычет.

Что касается счета-фактуры, то органы государственной власти и местного самоуправления, в отличие от других арендодателей, этого документа не выписывают. Между тем отсутствие счета-фактуры может привести не только к потере права на вычет НДС, но и к нарушению арендатором налогового законодательства. Ведь, согласно пункту 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914), в книге продаж необходимо регистрировать выписанные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налогового агента.

Чтобы обезопасить себя от претензий со стороны инспекторов, арендатор может выписать счет-фактуру самостоятельно. Тем более что именно такие рекомендации ранее давали и сами контролеры. Документ нужно составить в одном
экземпляре с пометкой «Аренда государственного или муниципального имущества» и зарегистрировать его в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС (письмо МНС России от 14 апреля 2003 г. № 03-1-08/1139/26-Н309). В книге покупок счет-фактуру регистрируют в части арендной платы, принимаемой к налоговому учету в текущем периоде, с отражением НДС в соответствующей доле, возмещаемой из бюджета.

Ставку налога в счете-фактуре нужно указывать расчетную – 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ). Независимо от того, указан НДС в составе арендной платы или по условиям договора арендатор обязан самостоятельно рассчитать и уплатить налог. При этом во втором случае арендатору сначала придется определить величину арендной платы с НДС, и лишь затем выписывать счет-фактуру. Выполнив все описанные требования законодательства и рекомендации инспекторов, арендатор госимущества без труда и негативных последствий сможет принять к вычету агентский НДС. В учете бухгалтер отразит эту операцию записью:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС по арендной плате.

Ответственность налогового агента

В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).

Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).

Наконец, к арендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.

Порядок уплаты и документы

Уплатить НДС в бюджет следует в общеустановленном порядке, то есть по окончании квартала, в котором произведено перечисление арендной платы, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1, 3 ст. 174, п. 4 ст. 173 НК РФ; письмо ФНС России от 29.10.2008 № ШС-6-3/782@).

Арендатору не следует забывать составлять счет-фактуру не позднее 5 календарных дней со дня оплаты аренды (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ; письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@). Кстати, такого порядка необходимо придерживаться и арендатору, находящемуся на спецрежиме. Иначе он может подпасть под штрафные санкции согласно ст. 120 НК РФ, а также могут возникнуть проблемы с признанием в расходах сумм агентского НДС (письмо Минфина России от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147). Регистрировать счет-фактуру нет необходимости.

Читайте также:  Как составить соглашение об уплате алиментов на добровольной основе без нотариуса

Налоговый агент – покупатель имущества казны

Основными особенностями налогового агента – покупателя являются:

  • Получение имущества от казны на основании договора;
  • Осуществление налогового контроля за правильностью расчетов и уплатой НДС;
  • Погашение задолженности по уплате НДС перед налоговым органом.

Однако, налоговый агент – покупатель имущества казны несет дополнительные обязанности:

  • Обязанность выполнять функции налогового агента и уплачивать НДС вместо продавца (казны);
  • Обязанность составлять, подписывать и предоставлять в налоговый орган отчеты о суммах полученных от казны товаров, работ, услуг и суммах уплаченного НДС;
  • Обязанность осуществлять возвраты НДС, подлежащего возврату в соответствии с налоговым кодексом;
  • Обязанность предоставлять в налоговый орган документы и сведения, связанные с осуществлением функций налогового агента.

Таким образом, налоговый агент – покупатель имущества казны играет важную роль в системе уплаты НДС. Он не только покупает имущество от казны, но и выполняет функции налогового агента, сохраняя прозрачность процесса уплаты налога.

Кто должен платить НДС с аренды муниципального имущества в 2023

Плательщиком НДС с аренды муниципального имущества в 2023 году будет являться арендатор. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, ставка НДС составляет 20% от суммы платежа по аренде муниципального имущества.

Арендатор будет обязан уплатить НДС независимо от того, является ли он юридическим или физическим лицом. Он будет включать сумму НДС в счет на оплату аренды, а затем перечислять эту сумму в бюджет.

В случае если арендатор имеет право на вычет НДС, он сможет вернуть его из бюджета через налоговую декларацию. В противном случае, если арендатор не является плательщиком НДС, он не сможет получить возмещение данного налога.

Следует отметить, что налогооблагаемая база для расчета НДС с аренды муниципального имущества включает сумму арендной платы и любые дополнительные услуги, оказываемые арендатору.

Плательщик НДС Ставка НДС База налогообложения
Арендатор 20% Сумма арендной платы и дополнительных услуг

ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 27.12.2023 № БВ-4-7/16343@

ФНС России направила ряд пояснений, касающихся особенностей привлечения налогоплательщика к ответственности в случае представления им уточненной налоговой декларации.

В частности, сообщается, что факт самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок и неточностей и представления им уточненной налоговой декларации может учитываться при привлечении к ответственности как смягчающее ответственность обстоятельство даже в том случае, если при этом налогоплательщиком не были уплачены в срок налог и пени, и приводить к снижению размера штрафа не менее чем в два раза с учетом иных конкретных обстоятельств, смягчающих ответственность. Также наличие положительного сальдо ЕНС на момент представления уточненной декларации, увеличивающей налоговые обязательства налогоплательщика по итогам налогового периода, может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства и приводить к снижению размера штрафа пропорционально соотношению размера задекларированного налога к доплате к размеру имеющегося положительного сальдо.

ИНФОРМАЦИЯ МИНПРОМТОРГА РОССИИ «УТВЕРЖДЕНЫ ПАРАМЕТРЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ДЛЯ ОПЛАТЫ УТИЛЬСБОРА НА АВТОМОБИЛИ, ВВЕЗЕННЫЕ ИЗ СТРАН ЕАЭС»

Минпромторг России сообщил об утверждении изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, конкретизирующих параметры переходного периода для оплаты утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию из стран ЕАЭС.

Сообщается, что граждане, которые приобрели автомобиль для собственных нужд до 29 октября 2023 года, ввезли его из стран ЕАЭС на территорию Российской Федерации и оформили СБКТС/ЭПТС до 21 декабря 2023 года, имеют возможность оплатить утилизационный сбор на такой автомобиль по «льготному» тарифу, который составляет 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трех лет.

Дополнительно Минпромторг России напоминает, что те граждане, которые ввезли транспортное средство в Россию с территории стран ЕАЭС с привлечением посредников, оформили его и уже оплатили утильсбор в отношении своего автомобиля по полной ставке, получают право на возврат уплаченной суммы с учетом новых условий. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в ФТС России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *