Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оплатить дорожный сбор в Беларуси в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для того чтобы понять, какую же сумму придется доплачивать, сделаем небольшое отступление и рассмотрим тарифы. Отметим, что в технических характеристиках автомобиля учитывается разрешенная максимальная масса.
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, в 2024 году действуют следующие ставки транспортного налога:
Вид транспорта | Размер налога (BYN) |
Автомобиль весом не более 1,5 т | 66 |
Автомобиль весом от 1,5 т до 1,75 т | 87 |
Автомобиль весом от 1,75 т до 2 т | 110 |
Автомобиль весом от 2 т до 2,25 т | 131 |
Автомобиль весом от 2,25 до 2,5 т | 153 |
Автомобиль весом от 2,5 т до 3 т | 174 |
Автомобиль весом более 3 т | 240 |
Прицеп весом до 0,75 т | 44 |
Прицеп весом более 0,75 т | 240 |
Прицеп-дача (караван) | 44 |
Грузовой автомобиль весом не более 2,5 т | 174 |
Грузовой автомобиль весом от 2,5 т до 3,5 т | 371 |
Грузовой автомобиль весом от 3,5 т до 12 т | 481 |
Грузовой автомобиль весом более 12 т | 546 |
Автобус до 20 посадочных мест включительно | 262 |
Автобус от 21 до 40 посадочных мест включительно | 371 |
Автобус свыше 40 посадочных мест | 481 |
Мотоцикл | 44 |
Седельный тягач | 436 |
Транспортное средство, в отношении которого отсутствуют сведения о его типе, иное транспортное средство | 44 |
Кто (не)должен платить транспортный налог
Согласно Налоговому кодексу плательщиками транспортного налога выступают организации, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.
Кто не должен платить транспортный налог:
- государственные органы;
- органы государственного управления;
- органы прокуратуры;
- исполнительные комитеты;
- учреждения, созданные государственными органами;
- организации-перевозчики;
- войска и воинские формирования.
Налоговый кодекс устанавливает, что объектами транспортного налога являются все транспортные средства, прошедшие государственную регистрацию в Государственной автомобильной инспекции.
Вместе с тем статья 307-2 Особенной части Налогового кодекса содержит перечень машин, не облагаемых транспортным налогом. К ним относятся:
- автомобили медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- транспортные средства, выпущенные до 1991 года;
- транспортные средства, в отношении которых отсутствуют сведения о годе выпуска;
- транспортные средства категорий М1 и М1 G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем (эта льгота для электромобилей будет действовать до 31 декабря 2025 года);
- автомобили, предназначенные для оказания помощи слоям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации (на которых нанесена надпись «Социальная служба»).
Как оплатить транспортный налог
Налоговый орган высылает или вручает лично (при посещении налоговой инспекции) физическому лицу, владеющему зарегистрированным транспортным средством, извещение не позднее 1 сентября года, следующего за отчётным.
Если у вас зарегистрирован личный кабинет в ЕРИП, то извещение приходит в личный кабинет. Лицам, не пользующимся личным кабинетом, извещение об уплате налога высылается по почте.
Извещение считается врученным:
- в день вручения лично под роспись;
- по истечении 10 календарных дней со дня направления по почте, отправки через личный кабинет плательщика или другим электронным способом.
Оплатить транспортный налог можно посредством ЕРИП, указав учётный номер налогоплательщика.
Для оплаты транспортного налога необходимо сделать следующие шаги:
1. Выбрать опцию «Налоги».
2. Выбрать «Город (область/район)».
3. Выбрать налоговую службу.
4. Указать наименование налога:
— Транспортный налог с физических лиц,
— Транспортный налог с организаций.5. Указать учётный номер налогоплательщика.
Важно помнить, что первые две буквы номера – латинские.
Узнать свой УНП и сумму налога можно в извещении или в личном кабинете ЕРИП. Так, зайдя в личный кабинет, можно увидеть следующую информацию:
- УНП физического лица;
- Наименование налога;
- Сумма (в бел. руб.).
Оплата сбора при помощи банковских карт
Оплата сбора дорожного сбора в Беларуси в 2024 году теперь доступна при помощи банковских карт.
Благодаря внедрению новых технологий, государственные органы стараются облегчить процесс оплаты дорожных сборов для водителей. Оплата сбора при помощи банковских карт стала одной из наиболее удобных и быстрых возможностей для водителей.
Оплата сбора при помощи банковских карт осуществляется через специальные терминалы, расположенные на автозаправочных станциях, автосервисах и других организациях, принимающих платежи по банковским картам.
Для оплаты сбора необходимо приложить карту к терминалу и следовать инструкциям на экране. Внимательно проверьте сумму сбора перед подтверждением платежа.
Оплата сбора банковской картой гарантирует мгновенную передачу средств и удобство для водителей. Вам не придется заниматься поиском мелочи для оплаты или ждать сдачу.
При оплате сбора банковской картой, сохраните чек в течение определенного периода времени в случае возникновения спорных вопросов или необходимости предъявить его государственным органам в будущем.
Важно отметить, что возможность оплаты сбора банковской картой является одним из преимуществ цифровизации процесса оплаты дорожных сборов в Беларуси. Власти стремятся упростить и ускорить процесс оплаты для водителей и сделать его максимально удобным и безопасным.
Если не прошел техосмотр в 2020-м, сколько платить в 2021-м?
В следующем году физические лица, у которых на 1 июля 2021 года будут зарегистрированы транспортные средства и которые не уплатили госпошлину за допуск транспортных средств к участию в движении до 1 января 2021 года, не позднее 15 декабря 2021 года должны будут внести аванс в размере одной базовой величины (исходя из ее размера на 1 января 2021 года) на каждое транспортное средство. За прицеп, прицеп-дачу и мотоцикл — 20 рублей. В 2022 году в зависимости от фактического периода владения автотранспортом в 2021 году нужно будет доплатить. Окончательная уплата налога за 2021 год должна быть произведена владельцем транспортного средства не позднее 15 ноября 2022 года.
Пример. Автомобиль ВАЗ—2106 выпущен и поставлен на учет в 1992 году. Его разрешенная масса — не более 1,5 тонны. Владелец автомобиля — пенсионер, ветеран ВОВ или инвалид I или II группы, у которого есть действительное водительское удостоверение. Если он не оплатил госпошлину до 01.01.2021 года, начисление и уплата транспортного налога будет производиться в следующем порядке.
Транспортный налог по такому автомобилю составит 30 рублей 50 копеек (согласно установленным ставкам и предусмотренной Налоговым кодексом льготы в размере 50 процентов за 2021 год). При этом до 15 декабря 2021 года владелец автомобиля должен будет оплатить аванс в размере базовой величины. Доплата в размере 1 рубль 50 копеек должна быть произведена не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налоговой инспекции, направленного владельцу авто до 1 сентября 2022 года.
Сбор можно заплатить заранее или прямо на границе – если в пункте пропуска есть отделение банка.
При этом в ГПК советуют все-таки делать это заблаговременно – чтобы избежать непредвиденных проблем с платежами и быстрее пересечь границу.
Самый простой способ – перечислить деньги онлайн через ЕРИП. Для этого в системе расчета нужно перейти по следующим пунктам:
- административные процедуры, пошлины, сборы
- сбор за пересечение границы
- Гродненский/Витебской/Брестский облисполком
- сбор за пересечение границы.
Затем заполните все графы, указанные на странице, и произведите оплату.
В документе об оплате сбора должны быть:
- фамилия плательщика или наименование организации
- сумма и дата оплаты
- регистрационный номер транспортного средства
- назначение платежа.
Кто должен платить транспортный налог
Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.
Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.
Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.
Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа
Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.
Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.
Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.
Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.
Какие транспортные средства не подлежат налогообложению?
– В Налоговом кодексе (далее – НК) определен перечень транспортных средств, зарегистрированных в ГАИ МВД, которые не признаются объектами налогообложения транспортным налогом. К таковым, в частности, относятся следующие транспортные средства:
— выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Например, в результате кражи (угона);
— год выпуска которых 1991 и ранее или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
— категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем. По таким транспортным средствам не требуется уплата транспортного налога по 31 декабря 2025 г.;
— специально оборудованные для использования инвалидами.
Поскольку указанные транспортные средства не являются объектами налогообложения транспортным налогом, соответственно, по ним уплачивать транспортный налог не требуется.
Например, в отношении гражданина А. в ГАИ МВД зарегистрировано два транспортных средства: Audi 1991 года выпуска и BMW 2006 года выпуска.
В данном случае объектом налогообложения транспортным налогом будет признаваться только BMW 2006 года выпуска, за Audi 1991 года выпуска транспортный налог не уплачивается.
Льготы по транспортному налогу
Инвалиды 1-й и 2-й групп, ветераны ВОВ и пенсионеры могут уплачивать транспортный налог с 50%-ой скидкой.
Но следует учитывать, что данное право предоставляется только при наличии у собственника транспортного средства водительского удостоверения соответствующей категории. Это означает, что избежать уплаты налога путем оформления автомобиля на пенсионера или инвалида, не имеющего прав, уже не получится. Что касается инвалидов 3-й группы, то они будут уплачивать транспортный налог со скидкой в размере 25%.
Местным органам власти разрешено полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (это касается всех имущественных налогов). В данном случае каждая ситуация рассматривается индивидуально и только при условии, что транспортное средство не используется для занятий предпринимательской деятельностью.
Кто освобождается от уплаты транспортного налога
Налог можно не платить собственникам, снявшим свое транспортное средство с учета до 1 июля 2021 года.
Соответствующее положение внесено в Налоговый кодекс специально для того, чтобы у владельцев неликвидных и неэксплуатируемых транспортных средств (так называемого «автохлама») было время для снятия их с учета. Это позволит избежать уплаты налога за имущество, которое фактически не используется.
Кроме этого, налог не будут платить:
- органы прокуратуры, суды, воинские формирования;
- предприятия и учреждения, использующие транспортные средства для оказания медицинской помощи;
- государственные органы, службы социального обслуживания (в частности, это касается автомобилей с надписью «Социальная служба»);
- владельцы машин, специально оборудованных для перевозки инвалидов;
- собственники электромобилей (данная льгота действует до 31.12.2025 г.);
- владельцы угнанных или украденных автомобилей (при наличии соответствующего документального подтверждения).
За проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам Беларуси предусмотрена плата. Размер платы зависит от категории транспортного средства и пройденного расстояния.
Въезд на платные участки дорог отмечен знаком «Платная автомобильная дорога». А окончание платных участков — «Конец платной автомобильной дороги».
Штраф за нарушение правил передвижения по платным автомобильным дорогам Беларуси для легковых транспортных средств (допустимая общая масса не более 3.5 тонн) составляет от € 50 до € 100.
С 1 августа 2013 года была введена в действие электронная система оплаты за проезд по автомагистралям. С момента ввода электронной системы было добавлено ещё несколько платных участков.
С 1 декабря 2019 года плата взимается на следующих участках автомобильных дорог:
Участки дороги | Начало (км) | Окончание (км) |
---|---|---|
M1 Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ (Редьки) | 609 | |
M2 Минск – Национальный аэропорт Минск | 15 | 42 |
M3 Минск – Витебск | 9 | 41 |
M4 Минск – Могилев | 16 | 192 |
M5 Минск – Гомель | 21 | 296 |
M6 Минск — Гродно – граница Польши (Брузги) | 12 | 287 |
M7 Минск — Ошмяны — граница Литвы (Каменный Лог) | 57 | 148 |
Р1 Минск – Дзержинск | 8 | 35 |
Р21 Витебск — граница Российской Федерации (Лиозно) | 9 | 53 |
Р23 Минск — Слуцк | 10 | 99 |
Р28 Минск — Молодечно — Нарочь | 12 | 32 |
Р99 Барановичи — Гродно | 16 | 149 |
граница Польши (Береставица) – Пограничный | 7 |
Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.
– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.
В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.
Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.
– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.
Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.
Оплата за дороги в РБ 2024: основные изменения
В 2024 году в Республике Беларусь вступают в силу новые правила и тарифы для оплаты за дороги. Эти изменения затронут всех водителей и принесут некоторые нововведения в систему оплаты.
Одним из главных изменений будет введение разделения дорог на три категории: магистрали, автомобильные дороги общего пользования и местные дороги. Теперь каждая категория будет иметь свои тарифы и правила оплаты.
Плата за проезд по магистралям будет рассчитываться на основе пройденных километров. Оплата будет осуществляться через специальные электронные устройства, установленные на каждом автомобиле. Такая система позволит более точно учитывать пройденное расстояние и установить справедливые тарифы.
Автомобильные дороги общего пользования будут иметь фиксированную стоимость проезда. Чтобы воспользоваться такими дорогами, водители должны будут приобрести специальные пропуска. Стоимость пропуска будет зависеть от типа автомобиля и продолжительности использования дороги.
Местные дороги останутся бесплатными для проезда, но будет установлена система камер контроля. Водители должны будут быть готовы предоставить информацию о своем маршруте и пройденном расстоянии по запросу соответствующих органов.
Наряду с изменениями в правилах оплаты, также будут пересмотрены штрафы за нарушение правил дорожного движения. Штрафы будут повышены с целью усилить контроль и наказание за нарушения.
Категория дороги | Способ оплаты | Тарифы |
---|---|---|
Магистрали | Оплата за проезд по км | Варьируются в зависимости от типа автомобиля |
Автомобильные дороги общего пользования | Фиксированная стоимость проезда | Зависит от типа автомобиля и продолжительности использования |
Местные дороги | Бесплатный проезд с контролем | Справка о маршруте и пройденном расстоянии |
Новые правила и тарифы для оплаты за дороги в РБ 2024 вводятся с целью улучшения состояния дорожной инфраструктуры и обеспечения справедливого распределения финансовых ресурсов, а также повышения безопасности дорожного движения.
Влияние новых правил на владельцев транспортных средств
Введение новых правил и тарифов для оплаты за дороги в РБ в 2024 году будет иметь значительное влияние на владельцев транспортных средств. Ожидается, что данные изменения повлияют на их финансовое состояние и пользование дорогами.
Сначала следует отметить, что новые правила предусматривают введение электронной системы оплаты, что означает, что все владельцы транспортных средств должны будут установить специальные устройства для считывания данных. Это может повлечь за собой дополнительные расходы для некоторых владельцев автомобилей, особенно тех, кто использует старые модели машин.
Кроме того, новые тарифы будут рассчитываться в зависимости от типа транспортного средства, его габаритов и энергетической эффективности. Владельцам больших и менее эффективных автомобилей, таких как внедорожники или внутреннего сгорания, возможно, придется платить больше, чем раньше.
Однако, несмотря на введение новых правил и тарифов, владельцы транспортных средств также могут воспользоваться некоторыми преимуществами. Например, система электронной оплаты позволит им более удобно и быстро проходить платные участки дороги, без необходимости останавливаться и оплачивать проезд наличными. Это может сократить время в пути и повысить удобство использования дорог.
Также предполагается, что введение новых правил поможет улучшить состояние дорожного покрытия и качество дорожной инфраструктуры в целом. Полученные доходы от оплаты за дороги позволят правительству инвестировать в обновление и ремонт дорог, что будет положительно сказываться на безопасности и комфорте водителей и пассажиров.
Таким образом, новые правила и тарифы для оплаты за дороги в РБ в 2024 году будут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на владельцев транспортных средств. Важно быть готовыми к изменениям и оценить их влияние на свои финансы и пользование дорогами.