Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет ОДН в 2024 году по электроэнергии в г Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Учет электроэнергии в МКД: что изменилось с начала июля
С 1 июля 2024 года ответственность за коммерческий учет электроэнергии перенесена с потребителей на сетевые организации и гарантирующих поставщиков (постановление Правительства РФ от 29 июня 2024 г. № 950). Несмотря на то, что этот перенос был установлен федеральным законом еще полтора года назад, подзаконную нормативную базу едва подготовили к началу июля 2024 года – соответствующее постановление Правительства № 950 было официально опубликовано лишь 2 июля, однако введено в действие задним числом (что, на наш взгляд, идет вразрез с требованиями Федерального конституционного закона о Правительстве РФ).
- ОДПУ электроэнергии теперь ставит (в течение полугода после истечения срока работы или поломки или утраты «текущего» ОДПУ, а также истечения срока его очередной поверки) гарантирующий поставщик. Такой счетчик не включается в состав общего имущества МКД. Пока что он может быть и «простым», однако к 2024 году все электросчетчики для целей коммерческого учета в РФ должны стать «умными» (хотя «обычные» могут использоваться вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода из строя или утраты), но все это – забота гарантирующего поставщика, а не УК и не жителей. УК обязана обеспечивать сохранность ОДПУ;
- гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а следовательно – проводит и техосмотр, и техобслуживание и регулярные поверки;
- до тех пор, пока ОДПУ не присоединен к интеллектуальной системе учета, его показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, или эти жители перешли на «прямой» договор с РСО;
- а вот когда ОДПУ тоже станет «умным», то снимать его «интеллектуальные» показания будет именно гарантирующий поставщик;
- гарантирующий поставщик «обновляет» и индивидуальные счетчики электроэнергии (для квартир, комнат и т.п.). Однако до установки именного «умного» ИПУ электричества, показания «простого» ИПУ все-таки снимает потребитель и передает в УК (или сбыт, если потребитель на «прямом» договоре), которые вправе раз в сезон проверять достоверность переданных показаний. УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2024 года;
- «оприборивание» счетчиками электричества нежилых помещений в МКД зависит от того, как именно они снабжаются электроэнергией: если они получают электричество с использованием общедомового имущества МКД, прибор учета электроэнергии им ставит гарантирующий поставщик, и он же снимает показания и делится ими с сетевиками и УК. Если электроснабжение осуществляется без использования общедомовых сетей, то счетчик ставит сетевая организация, а вводит его в эксплуатацию – гарантирующий поставщик. (Напомним, что владельцы нежилых помещений, кроме машино-мест, в любом случае не получают коммунальную услуг по электроснабжению от УК, а обязаны заключить «прямой» договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией);
- если потребитель дважды не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки/замены/проверки/обслуживания, то он платит за свет полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК;
- а вот если гарантирующий поставщик не спешит оприборивать помещение, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц.
Если объем ОДН отрицательный
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Что такое электроэнергия ОДН в квитанции?
Электроэнергия ОДН — электричество, которое расходуется на работу осветительных приборов, лифтов, домофонов, антенных усилителей, насосов и другого оборудования в многоквартирном доме.
Также в эту статью расходов включают потери электроэнергии. Причинами высоких потерь могут стать, например, износ электропроводки или занижение показаний квартирных счетчиков. Если за месяц появляется много не учтенной энергии, специалисты УК осматривают внутридомовую проводку и проводят проверку квартирных счетчиков.
Как снизить ОДН по электроэнергии?
Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:
- Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
- Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
- Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
- Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
- Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.
Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2023 году
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.
Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.
Можно ли сэкономить на оплате общедомовых нужд
Сэкономить на общедомовых нуждах можно лишь за счет снижения потребления ресурсов, при наличии в доме индивидуальных приборов учета.
Сделать это возможно при помощи:
- Сокращения потребления холодной воды. В основном она уходит на уборку подъездов и полив зеленых насаждений возле дома. Уменьшить расход можно, однако в большинстве случаев это не целесообразно.
- Сокращения потребления горячего водоснабжения. Как правило, здесь подразумевается уменьшение количества мероприятий на подготовку дома к отопительному сезону. При проверке системы отопления, происходит большая потеря воды, что увеличивает затраты жильцов дома.
- Уменьшение количества потребляемой электроэнергии. Лампочки в подъезде, домофоны и лифты тратят приличное количество электричества, оплачивать которое приходится владельцам квартир. Временное отключение позволит сэкономить хорошие деньги.
Размер потребления электричества по регионам
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
Нормативы в разных субъектах РФ
Какой норматив установлен государством? Нормативы ОДН по электроэнергии различаются в разных регионах РФ, так как их размер устанавливается органами гос. власти субъекта федерации.
Также размер норматива зависит от оснащения дома различными приборами, потребляющими электроэнергию (лифты, насосы подачи воды, насосы отопления и прочее). Также значение имеет этажность МКД.
Указанные нормативы приходятся на 1 м2 площади помещений, относящихся к общему имуществу.
В Ростовской области:
- 0,6 кВт/ч за дом без лифта;
- 1,7 кВт/ч в доме, оснащенном лифтом;
- наличие насоса прибавляет 0,9 кВт/ч к нормативу.
В Саратовской области установлены такие нормативы:
- от 0,59 до 2.12 кВт/ч в зависимости от этажности за освещение;
- 2,44 кВт/ч в 6-9 этажных, 2,74 в 10-этажных и выше домах за лифт;
- от 0,97 до 2,41 кВт/ч за насосное оборудование в зависимости от количества этажей в доме.
С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды (формула №10 Приложения №2 Правил) следующий:
— объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
— тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативы на ОДН по электроэнергии в разных регионах в 2023 году
Ниже приведены сведения, которые дают точные цифры электроэнергии по СОИ (состав общего имущества в многоквартирном доме). Выбирайте свой город, скачивайте документы (берите цифру норматива), затем рассчитывайте ОДН по формуле ниже.
Регион | Норматив (кВт·ч в месяц на кв. метр) | Все нормативы | |
---|---|---|---|
МКД с лифтами | МКД без лифтов | ||
Московская область (г. Москва) | 0,61 | 2,88 | подробнее |
Ленинградская область (г. Санкт-Петербург) | 0,43 | 1,66 | подробнее |
Нижегородская область | 0,39 | 1,60 | подробнее |
Свердловская область (г. Екатеринбург) | 1,96 | 4,16 | подробнее |
Саратовская область (г. Саратов) | 1,82 | 2,44 | подробнее |
Омская область (г. Омск) | 1,039 | 1,943 | подробнее |
Томская область (г. Томск) | 0,82 | 1,42 | подробнее |
Новосибирская область (г. Новосибирск) | 0,728 | 0,973 | подробнее |
Липецкая область (г. Липецк) | 0,37 | 1,24 | подробнее |
Ростовская область (Ростов-на-Дону) | 0,55 | 2,24 | подробнее |
Ярославская область (г. Ярославль) | 0,646 | 1,010 | подробнее |
Республика Татарстан (г. Казань) | 0,272 | 0,272 | подробнее |
Республика Крым (г. Симферополь) | 0,21 | 0,58 | подробнее |
Краснодарский край (г. Краснодар) | 0,322 | 1,412 | подробнее |
Республика Башкортостан (г. Уфа ) | 0,295 | 0,791 | подробнее |
Республика Адыгея (г. Майкоп) | 0,315 | 1,357 | подробнее |
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Новые стандарты на оборудование
С вступлением в силу новых нормативов по ОДН электроэнергии с 01.07.2024 года, встают перед предприятиями и организациями новые требования и стандарты на оборудование.
Одно из ключевых изменений касается обновления и модернизации энергетического оборудования. В новых нормативах установлены требования к производству и эксплуатации оборудования, направленные на обеспечение безопасности и эффективности энергоснабжения.
Во-первых, предприятия должны применять только сертифицированное оборудование, соответствующее требованиям стандартов и нормативов. Такой подход позволит исключить использование устаревшего и некачественного оборудования, которое может вызывать аварии и нарушения в работе энергосистемы.
Во-вторых, новые стандарты устанавливают требования к поверке и техническому обслуживанию оборудования. Предприятия обязаны регулярно проводить проверку и обслуживание всех энергетических устройств, чтобы гарантировать их работоспособность и надежность.
Кроме того, предприятия должны соблюдать требования к маркировке оборудования. Значительное количество информации о характеристиках оборудования должно быть нанесено непосредственно на изделие или на соответствующие этикетки. Это позволит оперативно определить характеристики оборудования и принять необходимые меры при возникновении проблем или аварий.
И наконец, новые стандарты также устанавливают требования к контролю и управлению энергопотреблением. Предприятия должны использовать специальные системы и технологии, позволяющие оптимизировать энергопотребление, снижать утечки и потери электроэнергии.
Реализация новых стандартов на оборудование позволит повысить безопасность и эффективность электроэнергетических систем и обеспечить более стабильное энергоснабжение предприятий и организаций.
Если объем ОДН отрицательный
В случае, если объем общедомовых нужд (ОДН) оказывается отрицательным, возникает вопрос, каким образом происходит оплата электроэнергии для этих целей.
Отрицательный объем ОДН возникает, когда общедомовые нужды покрываются не только за счет собственных средств собственников помещений, но и за счет излишков собираемых платежей от других потребителей. В таком случае, возникает важный вопрос о распределении этих излишков и оплате потребленной электроэнергии.
Одним из возможных сценариев в случае отрицательного объема ОДН может быть перераспределение излишков на следующий период. То есть, излишки, которые возникают в текущем периоде, могут быть учтены и использованы для оплаты общедомовых нужд в следующем периоде. Это позволяет эффективно использовать имеющиеся излишки и обеспечивает более справедливое распределение энергозатрат среди всех потребителей.
Конечно, в случае отрицательного объема ОДН могут быть и другие сценарии оплаты электроэнергии, которые зависят от особенностей местного законодательства и правил управления многоквартирными домами. Важно обратиться к регулирующим органам или профессионалам в области электроснабжения, чтобы получить подробную информацию о конкретных правилах и процедурах, действующих в конкретной местности.
Актуальность нового расчета
Введение нового способа расчета ОДН по электроэнергии в 2024 году обусловлено несколькими факторами, которые делают этот обновленный подход более актуальным и современным.
Энергосистемная нагрузка. Современные энергосистемы, особенно в городах, сталкиваются с растущей нагрузкой на систему электроснабжения. Быстрый рост населения, увеличение числа промышленных предприятий и использование новых технологий приводят к увеличению потребления электроэнергии. Новый расчет ОДН позволяет более точно адаптировать тарифы и предоставление ресурсов к текущей нагрузке, улучшая устойчивость электросетей и снижая вероятность аварийного отключения.
Повышение энергоэффективности. Одним из приоритетов современной энергетики является снижение потерь энергии и улучшение энергоэффективности. Новый подход к расчету ОДН позволяет более точно прогнозировать энергопотребление и тем самым оптимизировать процессы энергоснабжения.
Развитие возобновляемых источников энергии. С ростом осознания необходимости экологически чистых источников энергии, страны активно внедряют возобновляемую энергетику. ОДН включает в себя как потребление традиционных источников энергии, так и возобновляемых источников. Новый расчет позволяет более точно учесть энергию, получаемую от возобновляемых источников, способствуя развитию их использования.
Цифровизация и автоматизация. С прогрессом технологий и развитием цифровизации, системы учета и расчета потребления энергии также становятся более современными и автоматизированными. Новый способ расчета ОДН включает в себя новые цифровые технологии, которые позволяют собирать и анализировать больше данных, что способствует более точному и эффективному расчету затрат на электроэнергию.
В 2024 году в расчете ОДН по электроэнергии введены ряд ключевых изменений, которые могут повлиять на коммунальные платежи жителей.
Первое изменение касается учета установленной мощности электроэнергии в доме. Теперь ОДН будет рассчитываться на основе мощности, установленной в каждой квартире. Ранее расчет производился на основе общей мощности дома. Это изменение позволит более точно учитывать фактическое потребление электроэнергии жильцами.
Второе изменение связано с учетом времени суток потребления электроэнергии. В новом расчете ОДН будет учитываться суточный график потребления электроэнергии в доме. Тарифы за электроэнергию могут различаться в зависимости от времени суток. Таким образом, жильцы будут стимулированы к экономному потреблению электроэнергии в периоды с наименьшей стоимостью.