Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет подоходного налога в 2024 году в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно действующей редакции НК при установления таких фактов налоговыми органами, выявленные доходы облагаются подоходным налогом по ставке 26%. Теперь в Проекте закрепляется, что в таких случаях налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, а налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, не применяются (подп.8-1 ст. 199 НК).
Проиндексированы (увеличены) размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу:
- стандартный налоговый вычет физическому лицу в месяц увеличен со 156 руб. до 174 руб. при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 1 054 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса);
- стандартный налоговый вычет:
- на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 46 руб. до 51 руб. в месяц;
- для родителей, имеющих двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка;
- для вдов (вдовцов), одиноких родителей, приемных родителей, опекунов или попечителей увеличен с 87 руб. до 97 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п.1 ст. 209 Налогового кодекса);
- стандартный налоговый вычет, предоставляемый отдельным категориям физических лиц, увеличен с 220 руб. до 246 руб. в месяц (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса).
Имущественный налоговый вычет
С 1 января 2024 г. подпункт 1.1 пункта 1 статьи 211 Налогового кодекса дополнен нормой, в соответствии с которой из состава расходов, учитываемых при применении имущественного налогового вычета, исключены расходы на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика.
Данная норма распространяется на вышеуказанные расходы, фактически понесенные физическим лицом с 1 января 2024 г.
Таким образом, в отношении расходов, понесенных до 1 января 2024 г. на приобретение оборудования, инструментов, машин, механизмов и приспособлений, используемых физическими лицами при строительстве одноквартирного жилого дома или квартиры без привлечения застройщика или подрядчика, имущественный налоговый вычет предоставляется в том числе в отношении доходов 2024 г. (неиспользованная сумма расходов переносится на последующие календарные годы до полного ее использования в виде имущественного налогового вычета).
Расширен перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет)
С 1 января 2024 г. установленный пунктом 1 статьи 219 Налогового кодекса перечень доходов, при получении которых в течение календарного года физические лица обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) в порядке, установленном статьей 222 Налогового кодекса, дополнен следующими доходами:
- доходы, в отношении которых физическим лицом неправомерно применялись особые режимы налогообложения, установленные Налоговым кодексом;
- доходы, подлежащие налогообложению по ставке подоходного налога, установленной пунктом 1 статьи 214 Налогового кодекса (13 %), и полученные от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, если такие доходы за календарный год превысили в совокупности 200 000 руб.
Вопрос 2. Я являюсь гражданином Беларуси и налоговым резидентом Грузии, но получаю доход в виде дивидендов от белорусской компании. Затрагивают ли меня рассматриваемые изменения?
Не затрагивают. Налоговые правоотношения с участием иностранных элементов зачастую регулируются нормами международных договоров (соглашениями об избежании двойного налогообложения). Если нормами международных договоров установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены Налоговым кодексом, то, как правило, применяются нормы международного договора.
Нормы соглашений об избежании двойного налогообложения, как правило, устанавливают верхний предел ставки налогов, который может быть удержан у источника выплаты дохода. По соглашению с Грузией предельная ставка подоходного налога в Беларуси для физических лиц — налоговых резидентов Грузии, которые при этом являются учредителями белорусского юрлица и подлинными владельцами доходов, установлена в 10% по дивидендам. Это значит, что дивиденды будут облагаться в Беларуси подоходным налогом в 10% вне зависимости от их величины.
Следует обратить внимание, что Совет Министров (его Президиум) вправе приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения с государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц. Грузия, Казахстан, ОАЭ и многие другие страны в принципе не включены в указанный перечень, а в отношении включенных в перечень (например, страны ЕС) решения о приостановлении исполнения соглашений не принимались.
Ставка налога на прибыль повышается до 25%
Для белорусских организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений юридических лиц Республики Беларусь), у которых в текущем налоговом периоде налоговая база налога на прибыль превысила 25 000 000 рублей, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 25% в течение всего налогового периода.
Прибыль, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, определяемый Советом Министров Республики Беларусь, облагалась ранее налогом на прибыль по ставке в размере 5%, сейчас ставка будет заменена на 10%.
Перечень внереализационных расходов дополнен расходами юридических лиц, понесенными ими в связи с оказанием финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Предоставлено право организациям не включать в состав внереализационных доходов стоимость оказавшихся в излишке по результатам инвентаризации объектов интеллектуальной собственности и (или) имущественных прав на такие объекты, принятых к бухгалтерскому учету в составе нематериальных активов в 2024–2026 гг., в отношении которых проведена независимая оценка организациями, осуществляющими оценочную деятельность, которым предоставлено право проводить независимую оценку стоимости государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий.
Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС
ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).
Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).
Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).
При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).
Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата – не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).
Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).
Подоходный налог в Беларуси в 2024 году: нововведения и ставки
В 2024 году в Беларуси вступают в силу нововведения в систему подоходного налога, которые затронут множество работников и предпринимателей. Новые ставки и правила налогообложения будут влиять на размеры налоговых платежей и вносить коррективы в финансовое планирование граждан.
Одним из главных изменений будет увеличение ставок налога с зарплаты. Согласно новым правилам, ставки будут следующими:
Доход, BYN | Ставка |
---|---|
до 20 000 | 0% |
от 20 001 до 50 000 | 10% |
от 50 001 до 100 000 | 15% |
свыше 100 000 | 20% |
Таким образом, люди со средним и низким доходом получат налоговые льготы, а те, кто зарабатывает больше, будут облагаться более высокими ставками налога.
Важно отметить, что налог с зарплаты включает в себя различные отчисления, такие как пенсионные и медицинские взносы. Правила по их расчету и суммам также могут измениться в 2024 году, поэтому необходимо быть внимательным и внести все необходимые изменения в свою бухгалтерию.
Однако, помимо изменений в ставках налога, в 2024 году планируется также упростить процесс подачи налоговой декларации и внедрить электронный сервис, позволяющий легче и быстрее оформить все необходимые документы.
Налогооблагаемая база
Налог на доходы физических лиц в Беларуси исчисляется на основе налогооблагаемой базы, которая определяется следующим образом:
Компонент | Описание |
---|---|
Заработная плата | Сумма денежных средств, полученных работником от работодателя в качестве заработной платы. |
Доходы от предпринимательской деятельности | Доходы, полученные физическим лицом от осуществления предпринимательской деятельности. |
Проценты по вкладам и инвестициям | Доходы, полученные физическим лицом в виде процентов по банковским вкладам или инвестиционным инструментам. |
Доходы от сдачи в аренду недвижимости | Доходы, полученные физическим лицом от сдачи в аренду жилой или коммерческой недвижимости. |
Дивиденды и выплаты по акциям | Доходы, полученные физическим лицом в качестве дивидендов или выплат по акциям. |
Иные доходы | Доходы, не указанные выше, которые являются объектом налогообложения. |
Все указанные компоненты суммируются и образуют общую налогооблагаемую базу. Затем налоговая ставка применяется к налогооблагаемой базе для расчета суммы подоходного налога, который будет уплачен гражданами Беларуси в 2024 году.
Сколько нужно платить по новым ставкам
Введение новых ставок подоходного налога в Беларуси с 1 января 2024 года означает изменение в размере налоговых платежей работников.
Согласно новой системе, ставки подоходного налога будут зависеть от размера заработной платы. Расчет производится путем умножения ставки на превышение дохода над минимальной заработной платой.
Если ваш ежемесячный доход не превышает 25 базовых величин (сейчас это около 9 400 000 белорусских рублей), то подоходный налог составит 13%. Если заработок выше этой суммы, но не достигает 40 базовых величин (около 15 000 000 белорусских рублей), налог составит 15%. Ну а если доход превышает 40 базовых величин, то налог будет составлять 20%.
Важно отметить, что налоговая ставка применяется только к превышению заработка над минимальной заработной платой. Например, если ваш доход составляет 12 000 000 белорусских рублей (27 базовых величин), то налог будет начислен только на разницу между 12 000 000 и 9 400 000 рублей (25 базовых величин).
Повышенные ставки налога
Главным новшеством, пожалуй, является изменение ставок подоходного налога.
Для индивидуальных предпринимателей ставка подоходного налога от осуществления предпринимательской деятельности в прошлом году была увеличена с 16 до 20%. Теперь для тех ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 тыс. белорусских рублей, ставка подоходного налога устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода. (п. 3 ст. 214 НК, п. 100 Проекта).
Кроме того, в новом году вводится ставка подоходного налога 25%. По этой ставке будет облагаться совокупность доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 тыс. белорусских рублей (п. 8-2 ст. 199, п. 8 ст. 214 НК, п.п. 92, 100 Проекта).
При этом в течение налогового периода удержание налога налоговыми агентами с доходов плательщиков будет осуществляться по ныне действующим ставкам. А плательщики, получившие доходы, превышающие 200 тыс. белорусских рублей, будут обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в порядке, установленном статьей 222 НК (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. ст. 219 НК). Такая налоговая декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст.222 НК). При этом к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов, зачет налога, уплаченного за рубежом с полученного там дохода, а также иные документы.
Перспективы развития подоходного налога в Беларуси
В последние годы Беларусь активно работает над улучшением системы подоходного налога, внедряя различные изменения, направленные на повышение прозрачности и справедливости данной системы.
Год | Ставка налога | Облагаемая база |
---|---|---|
2020 | 13% | Весь доход |
2021 | 10% | Весь доход |
2022 | 10% | Весь доход |
2023 | 10% | Весь доход |
2024 | 10% | Весь доход |
В 2024 году планируется сохранение текущей ставки подоходного налога на уровне 10%. Облагаемая база останется без изменений и будет включать весь доход работника. Это означает, что налог будет начисляться с суммы, полученной работником в виде заработной платы, премий, вознаграждений и других доходов.
Сохранение стабильной ставки подоходного налога позволяет работникам легко планировать свои финансы и быть уверенными в том, что их налоговая нагрузка останется примерно на одном уровне.
Однако, в будущем возможны изменения ставки и облагаемой базы подоходного налога, в зависимости от экономической и социальной ситуации в стране. Государство всегда стремится к постепенной оптимизации налоговой системы, чтобы сделать ее более справедливой и эффективной.
Расширен перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом. К их числу с 1 января 2024 г. согласно подп. 2.28-1 п. 2 ст. 196 НК-2024 стали относиться доходы, полученные плательщиками от передачи арендного жилья в собственность на безвозмездной основе:
-
военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, проходящим службу в Минобороны, МВД, центральном аппарате Следственного комитета, центральном аппарате Госкомитета судебных экспертиз, МЧС, КГБ, Госпогранкомитете, Службе безопасности Президента, ОАЦ, КГК, а также в иных государственных органах и организациях, входящих в их систему (структуру) или подчиненных им, за исключением военнослужащих срочной военной службы, курсантов учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров по специальностям для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, Следственного комитета, Госкомитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
-
членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в связи с исполнением (осуществлением)…
Сроки и порядок уплаты подоходного налога
Согласно законодательству Республики Беларусь, уплата подоходного налога осуществляется гражданами в соответствии с установленными сроками и порядком.
Граждане должны уплатить подоходный налог в течение трех месяцев с момента окончания налогового периода. Налоговый период для физических лиц является календарным годом и соответствует сроку с 1 января по 31 декабря.
Уплата подоходного налога осуществляется самостоятельно каждым налогоплательщиком. Граждане могут воспользоваться услугами специализированных налоговых органов или электронных платежных систем для удобства и эффективности расчетов.
Для определения суммы подоходного налога граждане должны учесть все доходы, подлежащие налогообложению, а также применить ставку подоходного налога в соответствии с действующим законодательством.
В случае наличия налоговых вычетов, граждане имеют право уменьшить сумму подоходного налога в соответствии с предусмотренными законом положениями.
Необходимо отметить, что неуплата или задержка уплаты подоходного налога может повлечь за собой применение штрафных санкций и возможные правовые последствия.
Для обеспечения полного и своевременного расчета подоходного налога рекомендуется ознакомиться с актуальной информацией о ставках и методике расчета, предоставленной официальными источниками и налоговыми органами.
Тарифный режим налогообложения
Налогообложение доходов физических лиц в Беларуси в 2023 году осуществляется на основе прогрессивной шкалы. То есть, ставки налога возрастают с увеличением дохода.
В таблице приведены тарифные ставки подоходного налога на зарплату в 2023 году:
Доход, BYN | Ставка налога, % |
---|---|
До 10 000 | 13 |
10 001 — 20 000 | 15 |
20 001 — 30 000 | 17 |
30 001 и более | 20 |
Налоговая база для рассчета подоходного налога определяется по формуле: общая сумма дохода минус социальные отчисления и стандартный вычет. После этого полученное значение умножается на применимую ставку подоходного налога для определения суммы налога, подлежащей уплате.
Тарифный режим налогообложения позволяет учитывать различные уровни доходов граждан и обеспечивает прогрессивность налоговой системы Беларуси.