Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году до какой суммы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Хотя законодательство дает субъектам хозяйствования определённую свободу в установлении стоимостного лимита, все же эту цифру нельзя брать с потолка. Необходимо учитывать критерий существенности. Как же определить предельную стоимость имущества?
Согласно п. 10, 33 – 41, Инструкции № 162н в бюджетном учете операции по вводу (передаче) в эксплуатацию основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) оформляются следующими бухгалтерскими записями:
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Списаны с балансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
1 401 20 271 |
1 101 хх* 410 |
Приняты на забалансовый учет основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
Забалансовый счет 21 |
|
Списаны с забалансового учета основные средства стоимостью до 10 000 руб. |
Забалансовый счет 21 |
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.
В случаях консервации на период, превышающий 3 месяца, а также при ремонте, модернизации, реконструкции основного средства, длящихся больше года, амортизационные отчисления приостанавливаются. В остальных ситуациях приостановка амортизации невозможна.
Ежемесячно после начисления амортизации обновляется и остаточная стоимость основного средства — разность между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями.
Как учесть по новым правилам объекты основных средств, балансовая стоимость который уже равна нулю
При этом первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценки) не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. Новый СПИ определяется исходя из того, в течение какого срока использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2023. Следовательно, в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год организации требуется раскрыть причину изменения срока полезного использования, а также сумму изменения величины амортизации.
Для облегчения перехода на новый порядок учета основных средств в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2023, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2023 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2023 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии ФСБУ 6/2023. (п. 49 ФСБУ 6/2023, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2023 N ИС-учет-29).
С 2023 года вводится новый стандарт ФСБУ 6/2023, который не предполагает отражение основных средств с балансовой стоимостью равной нулю. У организации есть такие объекты, срок полезного использования которых уже давно вышел, балансовая стоимость равна нулю, но организация продолжает их эксплуатировать. Что делать с такими основными средствами — заново определить срок полезного использования, ликвидационную стоимость, пересчитать амортизацию с учетом нового СПИ и ликвидационной стоимости?
Согласно п. 8 ФСБУ 6/2023 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю, или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2023).
Внедрение изменений в бюджетный учет с 2024 года приведет как к выгодам, так и к потерям для предприятий. Рассмотрим основные преимущества и недостатки новых правил.
Одной из основных выгод нового бюджетного учета является упрощение процесса бухгалтерской отчетности. Предприятия смогут сократить количество требуемых документов и упростить процедуру подачи отчетов. Это позволит сэкономить время и ресурсы, которые можно будет направить на другие важные задачи.
Кроме того, новые правила бюджетного учета предоставляют предприятиям большую гибкость в управлении финансами. Благодаря новым методикам и подходам к учету, компании смогут более точно оценивать свою финансовую ситуацию и принимать обоснованные решения по распределению бюджета.
Однако, вместе с выгодами, новые правила также представляют потери и риски для предприятий. Во-первых, необходимо уделить время и ресурсы на подготовку к изменениям. Предприятия должны освоить новые правила, обучить сотрудников и адаптировать системы учета.
Кроме того, смена бюджетного учета может привести к некоторым неудобствам и несоответствиям с текущими процессами и системами. Возможно, придется вносить изменения в программное обеспечение или процедуры работы, что может повлечь за собой дополнительные затраты и временные затруднения.
Также, новые правила могут повлиять на отношения с партнерами и инвесторами. Изменения в бюджетном учете могут вызвать недоверие или непонимание у заинтересованных сторон. Поэтому важно предварительно ознакомиться с новыми требованиями и планировать свои действия, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.
Итак, внедрение изменений в бюджетный учет с 2024 года имеет свои выгоды и потери для предприятий. Однако, осознанная подготовка и планирование помогут минимизировать риски и обеспечить успешную адаптацию к новым правилам.
Подготовка к изменениям
Введение новых правил бюджетного учета с 2024 года потребует от предприятий серьезной подготовки. Для успешной адаптации к изменениям необходимо выполнить ряд важных шагов:
1. |
Ознакомиться с новыми правилами и разъяснениями о порядке проведения бюджетного учета. |
2. |
Обучить сотрудников бухгалтерии и финансового отдела новым требованиям и методикам работы. |
3. |
Анализировать текущие процессы бюджетирования и учета и определить необходимые изменения. |
4. |
Произвести переход на новую систему учета и обеспечить ее соответствие новым требованиям. |
5. |
Провести внутреннюю аттестацию и проверку корректности ведения бюджетного учета. |
6. |
Обновить программное обеспечение для автоматизации бюджетного учета с учетом новых требований. |
7. |
При необходимости обратиться за консультацией к специалистам и аудиторам, имеющим опыт работы с новыми правилами. |
Предприятиям необходимо начать подготовку заранее, чтобы иметь достаточно времени для освоения новых правил и внедрения необходимых изменений в систему учета. Недостаточная подготовка может привести к ошибкам и нарушениям в бюджетном учете, а также потере финансовой информации и возникновению рисков для предприятия.
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Как вести групповой учет прав пользования НМА в 1С
В 1С:Бухгалтерии госучреждения 8 групповой учет возможен только по правам пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб., по которым установлен срок полезного использования, если они приобретены в одной партии — по одинаковой цене, в один момент времени, и по которым рассчитывается амортизация 100% при введении в эксплуатацию.
Важно! Вся партия, которая учитывается на одной карточке (в одном элементе справочника «Основные средства, НМА, НПА»), принимается к учету только на один 26-разрядный счет бухучета.
Когда однородные объекты прав пользования НМА приобретались за счет разных источников финансирования, их нельзя ставить на бухучет на одну карточку ОС (на один элемент справочника «Основные средства, НМА, НПА»). Требуется сформировать столько карточек, сколько использовано источников финансирования, за счет которых покупались объекты прав пользования НМА.
Кроме того, нужно учесть, что групповой учет не предусматривается для объектов, стоимость которых может поменяться при эксплуатации из-за модернизации, комплектации или разукомплектования. По этим объектам нужно вести индивидуальный учет вне зависимости от их стоимости — на отдельной инвентарной карточке. Иными словами, нужно ввести отдельный элемент в справочнике «Основные средства, НМА, НПА».
Для партии объектов прав пользования НМА стоимостью не больше 100 тыс. руб. с определенным сроком полезного использования, по которым амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при вводе в эксплуатацию и их стоимость не может измениться при эксплуатации, можно оформлять одну инвентарную карточку группового учета. Однако в данном случае нужно ввести инвентарные номера для каждого объекта однотипных прав пользования НМА.
Пример
Бюджетное учреждение купило лицензии на антивирусные программы — 79 шт. по 320 руб./шт. Срок их полезного использования — 2 года. Требуется поставить лицензии на бухучет.
Право пользования программой предоставлено на 2 года. Оно учитывается на сч. 111 6I 352. Когда стоимость одной лицензии не больше 100 тыс. руб., то при ее вводе в эксплуатацию нужно начислить амортизацию в размере 100% первоначальной стоимости. При этом группу таких лицензий можно принять к бухучету на одну инвентарную карточку группового учета и тогда требуется присвоить каждой лицензии индивидуальный инвентарный номер.
Для принятия к бухучету в 1С:Бухгалтерии госучреждения группы прав пользования НМА на одну инвентарную карточку нужно сделать следующее:
- оформить карточку в справочнике «Основные средства, НМА, НПА» на группу прав пользования НМА;
- сформировать первоначальную стоимость лицензий на программы;
- принять к учету лицензии на программы.
ЕНС. Нормативное правовое регулирование, поддержка в 1С
С 1 января 2023 года каждая организация и каждое физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, должны платить налоги и взносы в ФНС на единый налоговый счет (ЕНС).
Шалыгина Наталья Викторовна, начальник Управления по работе с задолженностью ФНС РФ, расскажет о новой системе уплаты налогов: как вносятся платежи на ЕНС, какие обязательства налогоплательщика будут в первую очередь погашаться с ЕНС, влияет ли внедрение ЕНС на порядок исчисления и сроки уплаты налогов, можно ли вернуть переплату и ответит на вопросы слушателей.
Во второй части лекции Карэн Вартанян, эксперт 1С, расскажет как работа с ЕНС поддержана в программе 1С:Бухгалтерия 8 и ответит на вопросы слушателей.
Лекторий пройдет в формате онлайн-трансляции. Вопросы лектору можно задать при регистрации на лекцию.
Списание основных средств стоимостью до 100000 рублей
В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2021 года, а особенно логику составления проводок.
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
С 1 января 2021 года учреждения госсектора начали переход на новые стандарты ведения учета. В частности, меняется порядок учета нефинансовых активов. И то, что ранее понималось под «групповым учетом основных средств», постепенно дополняется новыми понятиями. Какие новшества следует знать и как их применять на практике, рассмотрим в данной статье.
- библиотечные фонды;
- периферийные устройства и компьютерное оборудование;
- мебель, которая используется в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения).
Согласно Приказу Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н групповой учет основных средств можно использовать для группы однородных объектов стоимостью до 40000 рублей включительно.
Объекты считаются однородными, если у них совпадают название, цена, срок службы, хозяйственное и производственное назначение, производитель, день постановки на учет и другие параметры.
Групповой метод применим только к следующим категориям основных средств:
- предметы производственного и хозяйственного инвентаря (мебель, контейнеры, хозтовары и многое другое);
- библиотечный фонд (печатные издания, неопубликованные документы, аудиовизуальные и электронные документы).
Однородные объекты основных средств учитываются в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (форма 0504032), которая открывается на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101).
Для библиотечного фонда достаточно открыть только одну инвентарную карточку, учет в ней ведется в денежном выражении общей суммой. Производственный и хозяйственный инвентарь, в свою очередь, учитывается с присвоением индивидуального инвентарного номера в количественном и стоимостном выражении.
Все инвентарные карточки нужно обязательно зарегистрировать в Описи инвентарных карточек по учету нефинансовых активов (форма 0504033). Материально-ответственные лица должны зарегистрировать карточки в Инвентарных списках нефинансовых активов (форма 0504034). Исключение составляет библиотечный фонд.
Бухгалтерский учёт стоимости основных средств в 2022 году
Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.
Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.
Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал. Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации. Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.
Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).
На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).
Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении
В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.
Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.
Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Какие изменения ожидаются в 2024 году?
В 2024 году ожидаются изменения в отношении основных средств, стоимостью свыше 1 миллиона рублей. Согласно законодательству, эти средства должны быть учтены в бухгалтерии организации и подлежат амортизации.
Одним из основных изменений является увеличение срока амортизации для большинства категорий основных средств. Также будут введены новые требования к документации и порядку учета этих средств.
Важно отметить, что в 2024 году вступят в силу новые методические рекомендации по определению срока использования основных средств, разработанные Федеральной службой государственной статистики. Эти рекомендации должны быть использованы при проведении амортизации основных средств.
Для большинства категорий основных средств будет увеличен срок амортизации. Это позволит организациям увеличить сроки учета этих средств и уравновесить расходы на амортизацию в течение более продолжительного периода времени.
Также вводится требование к составлению и анализу актуализированного перечня основных средств организации. Этот перечень является основой для учета и амортизации основных средств, стоимостью свыше 1 миллиона рублей.
Организации также должны будут уделять больше внимания документированию процесса учета и амортизации основных средств. Это включает в себя создание и ведение соответствующей документации, а также ежегодную проверку целостности и актуальности информации о основных средствах.
Итак, в 2024 году ожидаются значительные изменения в отношении основных средств свыше 1 миллиона рублей. Увеличение срока амортизации, новые требования к учетной документации и составлению перечня основных средств — все это требует от организаций более внимательного отношения к процессу учета и амортизации этих средств.
Определение предельной суммы основных средств в 2024 году: что учитывается
При определении предельной суммы основных средств в 2024 году учитывается ряд факторов, которые оказывают влияние на данную сумму. Во-первых, в расчет берется бюджет организации, в котором отражаются все затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией основных средств.
Во-вторых, важным фактором является прогнозируемый рост инфляции. Учитывая, что цены на основные средства могут меняться в течение года, необходимо учесть возможное увеличение их стоимости в 2024 году.
Также стоит учесть уровень доходов организации и ее финансовую устойчивость. Чем выше доходы и финансовая стабильность, тем больше средств можно направить на приобретение основных средств.
Однако следует отметить, что определение предельной суммы основных средств в 2024 году не является статичным процессом. Она может изменяться в зависимости от обстановки на рынке и изменений внутренней и внешней среды организации.
Изменения в правилах начисления амортизации ОС
1. Понижение лимита амортизации
Согласно новым правилам, с 2024 года будет установлено понижение лимита амортизации для ОС. Ранее лимит составлял 20 000 рублей, однако с нового года он будет снижен до 15 000 рублей. Это означает, что предприятиям придется начислять амортизацию на сумму не превышающую указанный лимит.
2. Установление срока амортизации
Кроме понижения лимита амортизации, в 2024 году будет введено обязательное установление срока амортизации для каждого вида ОС. Это связано с необходимостью контроля за процессом амортизации и точным учетом срока использования каждого объекта.
3. Правила начисления амортизации на земельные участки
Также в новых правилах будет установлен порядок начисления амортизации на земельные участки. Ранее амортизация на землю не начислялась, однако с 2024 года предприятиям придется учесть этот фактор.
Все эти изменения нужно учесть при бухгалтерском учете и начислении амортизации на основные средства компании. Они способствуют более точному и прозрачному учету и позволяют достичь согласованности данных в бухгалтерской системе.