- Гражданское право

Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам — НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Некоторые особенности обязанностей налогового агента

Статья 57 Конституции РФ, в соответствии с которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, получила свое дальнейшее развитие в части первой НК РФ и в отношении налоговых агентов. Согласно п.2 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. К налоговым агентам, которые на основании ст.9 НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, соответствующие положения ст.123 могут применяться только в отношении налоговых правонарушений, допущенных ими после 31 декабря 1998 г.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Как выше было сказано, требования к налоговым агентам выше, чем к плательщикам. Это обусловлено более широкими полномочиями первых в сравнении со вторыми. В налоговых правоотношениях агент в отличие, к примеру, от представителя плательщика, представляет не его, а свои интересы. За невыполнение либо ненадлежащее исполнения предписаний, установленных в законодательных нормах, первый подвергается более жестким санкциям. При этом закон не допускает привлечение к ответственности налогоплательщика за нарушения, которые допустил в своей деятельности налоговый агент. Это положение распространяется и на случаи ненадлежащего исполнения последним вмененных ему по закону обязанностей по исчислению, удержанию и направлению в бюджет необходимых сумм.

Права налогоплательщика устанавливаются Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, постановлением городской думы). В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

    получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;

    получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

    использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;

    получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;

    на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

    присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

    обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    требовать соблюдения налоговой тайны.

Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.

Налогоплательщик, в частности, обязан:

    уплачивать законно установленные налоги;

    встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

    вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

    представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет.

Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

    об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);

    обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);

    обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);

    об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

    об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Читайте также:  ОДПУ в квитанции что это такое Московская область

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.

К физическим лицам — налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

    граждане РФ;

    иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

    лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Физическими лицами являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

В том случае, если работник представил уведомление о праве на имущественный вычет в середине года, может ли налоговый агент вернуть налог за периоды, истекшие до месяца получения уведомления?

Может. Из статей 210, 220, 226, 231 НК РФ следует, что если соблюдены условия получения вычета, и у работодателя имеется подтверждение налогового органа, вычет может быть предоставлен с начала налогового периода.

В отличие от социальных вычетов НК РФ не устанавливает запрет на возврат налоговым агентом суммы имущественного налогового вычета за весь налоговый период, на который выдано уведомление о подтверждении права на вычет.

Судебная практика подтверждает правомерность предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета с начала налогового периода (календарного года) (определение Верховного Суда от 13.04.2015 № 307-КГ15-324, Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда 21.10.2015).

Согласился с этой позицией и Минфин, признав, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная с начала года до месяца, в котором работник обратился к организации за имущественным вычетом, является излишне удержанной. Эта сумма подлежит возврату в порядке статьи 231 НК РФ (письмо Минфина от 22.11.2016 № 03-04-06/68714).

Таким образом, при наличии оснований для получения вычета, вычет рассчитывается налоговым агентом с учетом его предоставления за весь налоговый период, в котором работник обратился за ним.

Образовавшийся остаток вычета работник может получить при подаче налоговой декларации в налоговый орган или в следующем налоговом периоде у налогового агента на основании нового подтверждения налогового органа.

Понятие налогового агента

Как следует из статьи двадцать четвертой Налогового Кодекса РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговыми агентами это лица, на которые возложены определенные права и обязанности как на участников налоговых правоотношений. Такими лицами могут быть как юридические, так и физические лица. При этом физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) в настоящее время выступают в качестве налоговых агентов по удержанию подоходного налога с сумм, выплачиваемых ими гражданам, привлекаемым для выполнения каких-либо работ по трудовым или гражданско-правовым договорам. Основанием для заключения таких договоров являются как Гражданский кодекс РФ, так и Кодекс законов о труде РФ, поскольку в соответствии со ст.15 последнего в качестве работодателей могут выступать не только организации, но и физические лица.

Не следует путать налоговых агентов со сборщиками налогов. Статус сборщика налогов (ст.25 НК РФ) предусматривает обязанность перечислять (но не исчислять и удерживать) по поручению налогоплательщика или налогового агента суммы налоговых платежей (это, например, банки, отделения связи и т. п.).

Как уже говорилось, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Однако следует обратить внимание на то, что в ряде статей НК РФ конкретно оговаривается, применяется ли данная статья к налоговым агентам.

В налоговом кодексе, в частности в статье двадцать четвертой имеется более точное понятие о признаках налоговых агентов.

Таким образом, налоговые агенты выступают, с одной стороны, как обязанные лица, наделенные статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков (по отношению к налоговым органам), а с другой стороны, как представители налоговых органов, но не наделенные правами этих органов (по отношению к налогоплательщикам).

Порядок исчисления налогов

Статьей 52 Налогового кодекса установлен единый порядок того, как должны исчисляться налоги для налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок уплаты налогов налоговым агентом отличается от исчисления налога налоговым органом. Налоговыми органами налог исчисляется в соответствии со специальными правилами, которые предусмотрены во 2 пункте 52 статьи Налогового кодекса. Исходя из этого налоговым агентом налоги исчисляются в порядке, который предусмотрен для налогоплательщиков, при учете особенностей, установленных в нормах второй части Налогового кодекса РФ.

В соответствии с итогами отчетного или налогового периода налоговыми агентами должна быть исчислена сумма налога, что означает исчисление налоговой базы в соответствии с данными бухгалтерского и налогового учета; определение налоговой ставки, которая подлежит применению; применение налоговых льгот; определение суммы налога, которая в дальнейшем будет удержана у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Следующим элементом налоговых обязанностей налоговых агентов является удержание налогов, которая является уменьшением источником выплаты доходов, которые причитаются налогоплательщику, на величину сумм, которые должны быть перечислены в бюджет.

Замечание 3

В отличие от исчисления налога, выражающегося в активном действие налоговых агентов, удержание является неправомерным бездействием, воздержанием от совершения действий по выплате налогоплательщикам исчисленных налогов.

Когда удерживается налог налоговыми агентами, происходит уменьшение выплачиваемых налогоплательщику доходов на величину, соответствующую исчисленным налогам. Денежные средства, которые ему выплачиваются являются материальной выгодой и становятся собственностью налогоплательщика или указанного им лиц. В данном случае с момента, когда налог удерживается налоговыми агентами, обязанность налогоплательщиков по уплате суммы может считаться исполненной. Наоборот, если налог, которые подлежит перечислению и удержанию в бюджет налоговыми агентами, не исчисляется и не удерживается, , обязанности налогоплательщиков, связанные с уплатой налогов считаются неисполненными, другими словами он – должник перед бюджетом.

Замечание 4

Удержание налоговым агентом налога не влечет смену собственника денежных средств.

Перечисление налогов налоговыми агентами осуществляется по правилам, установленным 4 пункте 24 статьи и статьях 45 и 58 Налогового кодекса Российской Федерации.

Определение 2

В большинстве случаев налоговые агенты – это налогоплательщики, которые обязаны уплачивать налоги, установленные для них.

Пример 1

К примеру, предприятием удерживаются со своих сотрудников налоги на доход физического лица и одновременно уплачиваются взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации как налогоплательщиком. У налоговых агентов имеются одинаковые права с теми, кто выплачивает налоги. Как следствие, правовой статус налоговых агентов обладает двойственной природой. С одной стороны налоговые агенты могут вступать во взаимоотношения с налогоплательщиками как представители налогового органа, при этом не используя государственно-властные полномочия. С другой стороны налоговые агенты – это участники финансово-хозяйственного оборота, что влечет за собой возможность возникновения объектов налогообложения и дает им статус налогоплательщиков.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Права налогоплательщика устанавливаются Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, постановлением городской думы). В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

    получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;

    получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

    использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;

    получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;

    на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

    присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

    обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    требовать соблюдения налоговой тайны.

Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.

Читайте также:  Куда может понадобиться копия трудовой книжки

Налогоплательщик, в частности, обязан:

    уплачивать законно установленные налоги;

    встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

    вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

    представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций — также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет.

Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

    об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);

    обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);

    обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);

    об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

    об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.

К физическим лицам — налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

    граждане РФ;

    иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

    лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Физическими лицами являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Права и обязанности

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством .

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

    правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;

    письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

    вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

    представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

    в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате , выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций .

Лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (например, работодатель в отношении исчисления и уплаты работниками налога на доходы физических лиц).

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов (государственных и муниципальных органов) и других уполномоченных принимать от налогоплательщика налоговые платежи и перечислять их в бюджет лиц (банков , почтовых отделений). Налоговые агенты, в отличие от них, вправе не только перечислять налоговые суммы, но и исчислять и удерживать суммы, подлежащие уплате в бюджет.

Правовое статус налогового агента так же, как и налогоплательщика, состоит из совокупности прав, обязанностей и ответственности.

Налоговые агенты имеют те же права , что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны :

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. В том случае, когда доход , подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подл. 2 п. 3 ст. 24 НКРФ;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы , необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Помимо мер ответственности, в случае неуплаты или неполной уплаты к налоговому агенту могут применяться и принудительные меры исполнения обязанностей. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налоговым агентом налога обязанность исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на его счетах в банке.

Юридические возможности

Законодательство устанавливает следующие права налоговых агентов:

  1. Получать официальное письменное разъяснение от уполномоченного контрольного органа.
  2. Управлять обязательными отчислениями в бюджет.
  3. Получать необходимую информацию для исполнения своих обязанностей.
  4. Возвращать излишне выплаченные суммы в рамках налогового правоотношения.
  5. Пояснять характер своих действий в сфере исчисления, удержания и выплаты установленных сборов.
  6. Участвовать в налоговых отношениях лично либо через представителя.
  7. Не соблюдать законные требования и предписания.
  8. Обжаловать решения контрольных органов.
  9. Требовать корректного отношения со стороны других участников правоотношений.
  10. Осуществлять защиту собственных интересов и прав.
  11. Требовать возмещения неправомерно понесенных убытков.

Общие положения о правах и обязанностях налоговых агентов

Статус, права и обязанности налогового агента раскрыты в ст. 24 НК РФ.

Самым ярким примером налогового агента является работодатель, выплачивающий доход работнику. Также в качестве примера налогового агента можно привести российскую организацию, выплачивающую денежные средства иностранной организации, не осуществляющей деятельности в РФ через постоянное представительство.

В п. 1 ст. 24 НК РФ раскрыто понятие “налоговый агент”.

Согласно данной норме налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Из данного определения становится ясно, что основной функцией налогового агента является исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика в бюджет РФ.

При этом удержанные налоги налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК РФ). Порядок перечисления налога в бюджет для налогоплательщиков содержится в ст. 45 НК РФ, и, соответственно, положения данной нормы законодательства распространяются и на налоговых агентов.

Однако обязанности налогового агента не ограничиваются перечисленными выше функциями.

В п. 3 ст. 24 НК РФ перечислены следующие обязанности налогового агента:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, в т.ч. по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Читайте также:  Нужно ли менять свидетельство о рождении ребенка при смене фамилии матери при разводе

Применимая к налоговому агенту ответственность указана в ст. ст. 123 и 126 НК РФ.

В частности, согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание с него штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Меры ответственности налоговых агентов

Привлечение к ответственности налоговых агентов возможно, если:

  • не были выполнены обязательства по удержанию налогов из доходов третьих лиц (налогоплательщиков);
  • отказ от перечисления в бюджет удержанных с налогоплательщиков сумм;
  • задержка в реализации денежного расчета с бюджетными структурами;
  • частичное удержание налогов, погашение налоговых обязательств в неполном объеме.

При выявлении одного или нескольких правонарушений к налоговому агенту могут быть применены следующие формы материальных взысканий:

  • штрафные санкции, величина которых привязана к объему средств, недополученных бюджетом по вине субъекта хозяйствования (20% от суммы налога, подлежащего уплате – обоснование нормы приведено в ст. 123 НК РФ);
  • пени, рассчитываемые за каждый день просрочки платежа по налогам (регламентация вопроса осуществляется через положения п. 7 ст. 75 НК РФ).

Если налоговый агент допустил ошибки при составлении отчетной документации, представляемой в ФНС, за каждый некорректно оформленный бланк будет выписан штраф (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). За игнорирование необходимости представлять в ФНС обязательный набор сведений или документов на налогового агента налагается штраф:

  • размер взыскания равен 200 руб. за каждую непереданную налоговикам справку 2-НДФЛ;
  • при просрочке 6-НДФЛ взыскание будет равно 1000 руб. за каждый задержанный месяц (штраф начисляется даже за неполные месяцы).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Налоговые агенты — это также участники налоговых правоотношений, наряду с налогоплательщиками и налоговыми органами. Положения о правовом статусе, правах и обязанностях налогового агента можно найти как в общей части НК РФ (общие нормы), так и в особенной (2) части НК РФ.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему России;

Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ;

Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

Иные обязанности, предусмотренные НК РФ (п. 3 ст. 24 НК РФ).

Исполнение обязанностей налогового агента подкреплено существованием отдельной налоговой ответственности для налоговых агентов (ст. 123 НК РФ).

Мы рассмотрели общие моменты, теперь посмотрим на то, когда хозяйствующие субъекты выступают в роли налоговых агентов.

Часть 2 НК РФ

НДС. 1) Налоговыми агентами являются организации и ИП (состоящие на учете в налоговых органах на территории России), которые приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах на территории России. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ).

2) Если органы государственной власти и управления РФ, органы местного самоуправления сдают в аренду федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество, то налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они должны исполнить те же самые обязанности. При этом налоговая база по НДС в этом случае рассчитывается как сумма арендной платы с учетом налога. Такие же обязанности возникают у покупателей казенного (государственного) имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ). Правда, следует оговориться, что не являются налоговыми агентами физические лица, не являющиеся ИП.

3) Если организации или ИП покупают у иностранных лиц (не состоящих на учете в налоговых органах на территории России) товары (работы, услуги) на основании посреднических отношений, такие организации или ИП также являются налоговыми агентами (п. 5 ст. 161 НК РФ);

4) Другие случаи, например, реализация конфискованного имущества, бесхозяйного имущества, кладов и т.п. Налоговыми агентами выступают организации, ИП и органы, уполномоченные реализовывать такое имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц

Российские организации, ИП, нотариусы, адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в случае выплат дохода физическим лицам (п. 1 ст. 226 НК РФ). По каким доходам должны отчитываться сами налогоплательщики (перечень налогоплательщиков), а не налоговые агенты, сказано в п. 2 ст. 226 НК РФ. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Если речь идет о доходе в натуральном виде (не денежном), то налог удерживается за счет любых денежных доходов, выплачиваемых в денежной форме (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Если удержать налог не получается, налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ). Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

У налоговых агентов есть обязанность отчитываться перед налоговыми органами по суммам доходов, исчисленным, уплаченным налогам. Речь идет об обязанности представлять справки 2-НДФЛ, расчеты по исчисленным (уплаченным) налогам по форме 6-НДФЛ. См. Приказ ФНС России от 30.10.2015 г. № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» (2-НДФЛ) и Приказ ФНС России от 14.10.2015 г. № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления».

Как вернуть излишне уплаченный налог

По ошибке налог может попасть в бюджет в большей сумме, чем необходимо. Тогда возникает необходимость возврата излишне уплаченного налоговым агентом НДФЛ.

В таких обстоятельствах пострадавшей стороной будет физлицо — получатель доходов. Это из его кровно заработанных денег налог в завышенном размере был отправлен в бюджет. Как вернуть излишне уплаченный налоговым агентом НДФЛ?

Если сотрудник продолжает трудиться на прежнем месте, решать эту проблему придется налоговому агенту. Порядок действий следующий:

  • Работник пишет заявление в адрес работодателя с просьбой вернуть переплаченный НДФЛ.
  • Работодатель обращается в налоговый орган с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты.
  • Налоговики рассматривают полученные бумаги, принимают решение и сообщают работодателю результат.

Затем налоговый агент решает, зачесть переплату в счет будущих платежей или вернуть ее работнику. Возврат ошибочно перечисленного НДФЛ налоговым агентом может производиться на карту физлица.

Если вернуть переплату через налогового агента невозможно (работник уже уволился, работодатель прекратил свое существование и т. д.), физлицо вправе обратиться за возвратом переплаты напрямую в инспекцию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *